Врачи хамят, пациенты жалуются: как излечить «болезни» кубанской медицины

Как разрешить конфликты медиков и больных, и улучшить ситуацию с медобслуживанием в регионе – выяснили эксперты и политики
Врачи хамят, пациенты жалуются: как излечить "болезни" кубанской медицины. Фото: Антон Балашов

Скандал в кубанской больнице оказался в центре внимания всей страны. Одним из самых цитируемых на днях стал снятый на видео конфликт пациентки с врачом поликлиники, нахамившей ей и отказавшейся выписывать инсулин. Насколько серьезно для региона стоит вопрос качества медицинского обслуживания, как часто врачи ведут себя по-хамски и почему невозможно записаться онлайн в поликлинику – в материале корреспондента "ФедералПресс" Дмитрия Мирошникова, сообщает ИА KrasnodarMedia.

"Хоть ты сдохни здесь"

Ставшая резонансной конфликтная ситуация произошла еще 7 ноября в центральной больнице Северского района. На выложенном в Сеть видео видно, как сотрудница медицинского учреждения отказалась выписывать пациентке рецепт на инсулин, потому что та якобы не пришла вовремя. Медработник закончила словами: "Хоть ты сдохни", после чего швырнула медицинскую карту девушки. Пациентка пояснила, что не смогла прийти по записи, потому что ее не было в городе. Она также добавила, что у нее закончились лекарства, однако врач проявила равнодушие к данному заявлению. Врача в итоге уволили, девушке выписали инсулин и принесены извинения.

"Безусловно, нарушение этики и деонтологии в работе врача – недопустимо. Подобные ситуации требуют тщательного анализа со стороны медицинской организации и соответствующего реагирования руководителя", – прокомментировал случившееся для "ФедералПресс" министр здравоохранения Краснодарского края Евгений Филиппов.

"Вероятно, после обнаружения видеозаписи руководство решило предпринять превентивные меры и заранее позаботилось о личном обелении. А кто-нибудь проанализировал, с какой перегрузкой работал сорвавшийся врач? Кто отвечает за неадекватную напряженность работы терапевта в поликлинике?" – заступается краснодарский общественник, директор КРОО "Право на здоровье" и практикующий анестезиолог-реаниматолог Николай Чернышук.

Эксперт сетует, что в ходе подобных проблем руководству медучреждений проще всего уволить проштрафившегося медика, показав свою административную силу, вместо того, чтобы провести детальный разбор конфликта.

"Оправдывать или обвинять кого-либо в этой ситуации сложно. Хороши обе стороны. Пациентка буквально ворвалась на прием к терапевту, когда там был другой пациент, бросала свои

документы на стол, не стесняясь в требованиях и в выражениях. Хороша и врач, которая опозорила честь белого халата. На мой взгляд, нарушения были допущены с обеих сторон. При этом врача уволили, а пациентка никоим образом не понесла наказание, что тоже не совсем справедливо", – отмечает Николай Чернышук.

Нездоровая атмосфера

Евгений Филиппов уверяет, что региональные власти прилагают все усилия, чтобы не допустить подобных эксцессов. "Министерством здравоохранения Краснодарского края регулярно, в ходе планерных совещаний, даются настоятельные рекомендации главным врачам всех медицинских учреждений о необходимости жесткой реакции на подобные инциденты и применения дисциплинарных мер по отношению к сотрудникам, – рассказывает он. – Но говорить о том, что это проблема медицинская, – неверно. Некорректное поведение – это проблема конкретного человека. Если недавний случай вызвал такой резонанс, то подобное поведение медиков является исключением. К нашему общему сожалению, таковые ситуации встречаются"

Но эксцессы в отношениях врачей и пациентов случаются с определенной периодичностью. В редакцию "ФедералПресс" обратилась жительница Краснодара Инна (попросившая не указывать свою фамилию) с сообщением о конфликте в одной из поликлиник. По ее словам, 5 ноября она почувствовала недомогание (уровень артериального давления достиг 170) и отправилась в больницу. Когда горожанка с талоном подошла к кабинету медика, оттуда вышла посетительница и сообщила, что заходить нельзя, так как "они с врачом будут пить чай". По словам Инны, она все же настояла на приеме из-за острой боли в сердце. Измерив давление, врач отказалась выписывать рецепт лекарства или давать направление на дальнейшее обследование, мотивировав это тем, что у пациентки якобы просрочен полис. Но на следующий день в страховой компании ей сообщили, что полисы ОМС старого образца продолжают действовать.

"После моей жалобы в кубанский Минздрав со мной связались представители поликлиники, предложившие обсудить проблему. Поэтому я не хотела бы публично озвучивать название медицинского учреждения (но информация имеется в распоряжении "ФедералПресс". – Прим. ред.). Однако удручает сам факт, что такие случаи возможны. Кроме того, проблема заключается и в том, что на прием к профильному специалисту крайне проблематично записаться через сервис электронной очереди, а штат врачей в медучреждениях часто неполный", – рассказывает Инна.

"Сказать, что медицинская этика и деонтология на Кубани кардинально отличаются от остальной России, нельзя. Достаточно почитать отзывы о врачах на профильных сайтах, там и покрепче бывают выражения. Пациенты не стесняются, врачи действуют им под стать. Такое бессмысленное противостояние, в котором проигрывают все участники. На Кубани не больше и не меньше хамства в медицине, чем в других отраслях", – делится своими мыслями по поводу противостояния врачей и пациентов Николай Чернышук.

По его словам, он лично становился участником конфликтных ситуаций с медиками в качестве пациента. Кроме того, о подобном сообщали обращавшиеся в его общественную организацию граждане. "Если для меня не составляет проблемы разрешить конфликтную ситуацию, быстро расставив все точки над i, то другие пациенты часто сталкиваются с неуправляемыми реакциями во взаимоотношениях с медицинским персоналом. Можно посоветовать: доставайте мобильный телефон, общение моментально перейдет в официальное русло, и у вас будут доказательства, которые потом можно использовать для подтверждения своих слов при обращении с жалобой к администрации лечебного учреждения", – акцентирует он.

Оборванная связь

Попасть на прием к врачу на Кубани также крайне затруднительно. В этом убедились активисты регионального ОНФ, которые выявили проблемы онлайн-записи в поликлиники. Экспертная рабочая группа провела мониторинг доступности узких специалистов – врачей-кардиологов – в поликлиниках Краснодарского края, который показал трудности с обращением через интернет. Так, портал государственных услуг выдает ошибку при попытке записи к специалисту. А на сайте kuban-onlain.ru система не всегда определяет пациента, соответственно, продолжить запись невозможно. Редакция при подготовке материала также не смогла оформить электронную запись к узким специалистам, таким как офтальмолог или стоматолог, – даже при наличии свободного времени на сайте выдавалась техническая ошибка.

Напомним, что с 2011 году в крае пытаются создать централизованную систему удаленной записи на прием к врачу. В 2012 году эта опция активно начала внедряться в поликлиники Кубани. Портал "Кубань Online" интегрировался с федеральным сервисом "Запись на прием к врачу в электронном виде". В 2016 году на модернизацию сервиса аналитический центр Минздрава Кубани выделил около 16,5 млн рублей. А на следующий год еще 5,3 млн рублей потратили на усовершенствование и расширение функционала всего регионального контакт-центра. В 2018 году на эти цели выделено было уже 19,5 млн рублей.

"В майском указе президент говорит о полном переходе на единую государственную инфосистему в сфере здравоохранения. Как мы видим, на это выделяются немалые деньги. Но вопросов к сервису остается много", – прокомментировала "ФедералПресс" депутат Госдумы Светлана Бессараб.

Политик уверена, что из-за востребованности данной услуги платформы должны быть доступны и удобны в применении. На деле все выглядит несколько иначе. В первую очередь, необходимо

устранить сбои на порталах государственных услуг, также желательно прекратить содержание и развитие дублирующих систем, поскольку это нерациональное расходование бюджетных средств, считает Светлана Бессараб.

Реформа нам поможет?

По словам Николая Чернышука, перед кубанской, как и перед любой другой медициной, стоит проблема соблюдения этики и деонтологии как со стороны медицинского персонала, так и со стороны пациентов. "Врачи разучились уважать себя, а как можно говорить о самоуважении, когда ты понимаешь, что водитель такси зарабатывает больше, чем врач, отучившийся восемь лет? Возвращение престижа профессии невозможно без достойного уровня жизни всех участников лечебного процесса, нужна конкуренция в отрасли, а у нас зияющие дыры в кадровом обеспечении. Проблему дефицита кадров решают за счет распределения нагрузки среди имеющегося персонала. К чему это приведет – несложно догадаться. Качество, если оно было, переводится в количество и стремится к нулю", – сетует общественник.

Исправить имеющиеся в системе здравоохранения перекосы должна административная реформа. С 2019 года все муниципальные лечебные учреждения будут переведены в подчинение регионального Минздрава, что должно не только улучшить администрирование, но и сэкономить деньги на чиновниках, направив средства на врачей и оборудование.

Впрочем, Николай Чернышук считает, что внедряемые изменения вряд ли помогут сформировать эффективное взаимодействие врач – пациент. Даже опосредованное влияние изменения системы подчинения на этичность поведения медперсонала маловероятно, делится общественник.

"Чтобы исключить случаи конфликтов медиков и пациентов, не надо ждать изменений в форме собственности медорганизации или других организационных решений. Каждый человек, как врач, так и пациент, должен уважительно относиться к другому и выполнять свои обязанности. Врач – лечить, а пациент – следовать предписаниям лечащего врача. Только так мы сможем добиться желаемого эффекта: сохранения здоровья и спасения жизней", – резюмирует министр здравоохранения Кубани Евгений Филиппов", — сообщает "ФедералПресс".

Это новости Краснодара и Краснодарского края.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia