Сразу несколько важных новостей, связанных с компанией "Магнит", появились за последнее время. Российский ретейлер с кубанскими корнями объявил о назначении двух директоров (по инвестициям и персоналу), прибыль на акцию "Магнита" сократилась в три раза, а эксперты гадают, чего ждать от управленческой команды, которую с недавних пор возглавил Ян Дюннинг. Своим видением происходящего в корпорации с ИА KrasnodarMedia поделился частный инвестор, финалист конкурса "Лидеры Кубани", предприниматель Дмитрий Гарматюк.
Сложности экспансии
– Магнит за первое полугодие открыл 1500 магазинов, это самые быстрые темпы роста площади в истории компании. Рост количества магазинов — рост амортизации, которая снижает чистую прибыль! Плюс, естественно, все это делается на заёмные средства — поэтому получаем повышение платежей по кредитам (плюс примерно 2 млрд рублей), что тоже снижает чистую прибыль, – рассказывает Дмитрий Гарматюк.
По его словам, такая экспансивная политика отражается на текущей прибыли компании. Кроме того, дополнительные проблемы корпорации нанес пожар на складе в Воронеже, убыток от которого составил около 1,5 млрд рублей.
– У Магнита есть одна глобальная проблема – затоваривание складов. Так на общем собрании акционеров финансовый директор Елена Милинова оценивала стоимость этого запаса ресурсов в 30 млрд рублей. Сейчас сеть занимается их распродажей — если зайдешь в любой Магнит, то увидишь огромное количество товаров "по акции" с огромной скидкой — именно это и давит на маржу.
По данным Гарматюка, до конца года должны распродать товар на все 30 млрд, во всяком случае, такие планы. Это снизит, в том числе, чистый долг корпорации,— считает эксперт.
"Акционные" ожидания
Кроме того, эксперт прокомментировал и ситуацию со стоимостью акций магнита, которые сильно просели с 2017 года ( в 2017-м на пике стоимость акции
составляла 10 800 рублей, Сегодня на открытии – 3 634.5 руб.). В прошлом и нынешнем годах негативный тренд продолжит сохраняться, хотя в отдельные периоды были зафиксированы заметные скачки вверх.
– Фондовый рынок всегда живёт будущим, не настоящим. Ещё несколько лет назад Магнит был любимой компанией в России у многих аналитиков и инвесткомпаний, покупающих акции. Сейчас этот образ перехватила в ретейле компания Х5. Когда у компании образ "лидера" — ей прощают многие недостатки и преувеличивают любые успехи. И, наоборот, с образом лузера — никто не увидит позитивных изменений, хотя они есть, – отмечает финансист.
По его словам, не стоит ждать серьезного роста в акциях Магнита до первой по-настоящему сильной отчётности (где инвесторы увидят рост выручки выше X5, рост трафика в магазинах). Только тогда компания покажет, что завершила трансформацию и готова биться за лидерство снова.
Смена лидера, стратегии и команды
Также коснулся Дмитрий Гарматюк и темы перемен в составе руководства ПАО "Магнит".
– Ольга Наумова хотела сделать в Магните то же, что собиралась сделать в Х5, но не успела. Ставка была на молодых покупателей и готовую еду. То есть, это полностью новая стратегия для сети. Но она может сработать, когда у тебя все бизнес-процессы налажены. А в Магните были кучи отделов, которые дублировали друг друга, отсутствие координация, такая "негибкость", когда на Урал везли молоко из Краснодарского края, вместо того, чтобы купить у местных производителей, что дешевле. Плюс местные знают "родные" бренды, а не кубанские, – делится эксперт.
По мнению Дмитрия Гарматюка, с решением текущих сложностей у Наумовой вышли серьезные проблемы, что и стало причиной ее замены на Яна Дюннинга. Новый CEO делает упор как раз на оптимизацию бизнес-процессов и более активное использование нейросетей, big data, и.т.д.
– И сейчас плохая промежуточная отчётность никак не связана с уходом Наумовой, или, наоборот, уход Наумовой никак не связан с плохой отчётностью. Вопрос, что будет дальше, – подчеркивает финансист.
По его словам, "Магнит" сейчас оценивается на уровне всех остальных аналогичных компаний в секторе (Х5, "Лента"). Поэтому не стоит ждать огромного и резкого роста или падения цены акций. Скорее всего, по мере восстановления финансовых результатов будет плавный рост капитализации.
Дмитрий Гарматюк добавляет, что приход новых ТОП-менеджеров связан с переформатированием Дюннингом управленческой компании под себя. Однако, теперь новым управленцам предстоит доказать свою эффективность. Смогут ли они это сделать – покажет время, считает финансист.
Напомним, в прошлом году основатель компании Сергей Галицкий продал свое детище — группа ВТБ приобрела 29,1% акций ретейлера за 138 млрд рублей (позже сократив свой пакет до 17,3%). Этому предшествовало сокращение прибыльности компании и стоимости ее акций, что вызвало недовольство у их держателей. Кроме того, компания потеряла лидерство в качестве самого дорогого ретейлера в России опустилась на второе место по этому показателю.
Решать трудности корпорации, возникшие при еще Сергее Галицком, была призвана Ольга Наумова, ранее руководившая основным конкурентом "Магнита" торговой сетью "Пятерочка". В мае 2018-го она была назначена на должность исполнительного директора ретейлера. А с июня 2018 года она стала генеральным директором компании. Однако, проработав год, 26 июня 2019 она покинула "Магнит" в связи с разногласиями с акционерами компании относительно стратегии дальнейшей трансформации.
Компанию возглавил экс-гендиректор сети гипермаркетов "Лента" Ян Дюннинг, успевший поработать несколько месяцев в "Магните" в качестве президента. В своем новом качестве он совмещает посты гендира и президента.
Добавим, что по итогам прошлого года выручка компании выросла на 8.2% до 1 237 млрд. рублей. В течение 2018-го корпорация открыла 2 049 магазинов (1 302 "магазина у дома", 731 магазин дрогери и 16 супермаркетов). Общее количество точек сети составило 18 399. "Магнит" в 2018 году перечислил в бюджет Кубани 3,7 млрд рублей налогов.