В России половина кинотеатров может закрыться уже в ближайшее время. Об этом сообщили в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), посетовав на критический недостаток репертуара, а также на 80% падение выручки. В том, как обстоят дела в киноотрасли, с какими невероятными вызовами она столкнулась, и что происходит в сфере производства и проката кино в Краснодарском крае — разбирался корреспондент ИА KrasnodarMedia.
Отрасль на грани выживания
— Критический недостаток репертуара в ближайшие два месяца повлечет за собой падение выручки кинотеатров более чем на 80%. А также приведет к закрытию минимум 50% кинозалов, — сообщается в опубликованном заявлении АВК.
В Ассоциации также уточнили, что "события февраля и марта драматическим образом изменили индустрию российского кинопроката". Так, падение показателей первого месяца весны 2022-го к аналогичному периоду прошлого года составило 44% по сборам и 49% по зрителям, а к марту 2019 года — 54% и 59% соответственно. А к середине апреля закрытыми оказались 36,4% кинозалов в стране.
АВК спрогнозировала закрытие половины кинотеатров. А это может привести к остановке жизнедеятельности всей киноотрасли, поскольку именно кинотеатры являются гарантом создания популярного кино.
При этом в Ассоциации владельцев кинотеатров добавили, что в текущих условиях у российских продюсеров и кинопроизводителей впервые появилась возможность работать на рынке с полным отсутствием конкуренции. Но заместить объём фильмов, резко ушедших из проката, в краткосрочной перспективе невозможно.
Как уточняет руководитель отдела рекламы и PR сети кинотеатров "Монитор" Андрей Попов, по его данным, к началу года в России работало около 6 тыс. кинотеатров. При этом с марта уже закрылось около 500 площадок.
— Мы тратим деньги на аренду и зарплаты, а также отчисление прокатным компаниям. Но сейчас денег нет. Первыми начали закрываться маленькие кинотеатры. Но под угрозой многие другие, — уточняет представитель отрасли.
Кубанская специфика
Пока в Краснодаре "официально" закрылся только объект. Прекращение работы кинотеатра федеральной сети "Киномакс", расположенного в торговом центре "Галерея", подтвердила ранее в СМИ директор Ольга Назаренко. По ее словам, закрытие не связано с запретом на показ зарубежных фильмов и санкциями, введенными в отношении России.
— ТРЦ не предоставили нам льготу, поэтому мы вынуждены уйти. Последний сеанс состоялся 20 марта в 22:00. Мы уже демонтируем оборудование. Долгов перед посетителями по возврату денег за билеты нет,— сообщила госпожа Назаренко.
Также в городе появлялись слухи о возможном закрытии кинотеатра "Кинотеатр Формула Кино OZ". Однако на данный момент каких-то признаков этого нет. Он продолжает работать и анонсирует премьеры.
Кроме того, без потерь продолжает работать и крупнейшая южная сеть со штаб квартирой в Краснодаре — "Монитор".
Кинотеатр "Горняк". Фото: MagadanMedia
Сложности с заполняемостью
Серьезный удар по индустрии нанес уход западных кинокомпаний, запретивших показывать свою продукцию. Россию покинули крупнейшие игроки мирового рынка: Disney (включая Fox), Sony Pictures (включая Columbia Pictures), Universal Pictures, Warner Bros. и Paramount Pictures.
Вместе с исходом киногигантов из кинотеатров ушел и зритель больших фильмов, лишенный доступа к их продукции, рассказывает руководитель отдела рекламы и PR сети кинотеатров "Монитор" Андрей Попов. Сейчас, несмотря на разнообразие репертуара, люди перестали массово ходить в кино.
— По масштабу происходящего нынешнюю ситуацию можно сравнить только с развалом всесоюзного кинопроката во время крушения СССР, — подчёркивает эксперт.
С этим мнением согласен и экономист, замглавы Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди, назвавший происходящее в кинопрокате "масштабной драмой" и сравнивающий происходящее со сферой авиаперевозок. По двум сферам за последние годы пришлось два грандиозных удара — сначала пандемия Сovid-19, а затем западные санкции и бойкот.
Своя особая аудитория
— Долгие годы в стране формировалась аудитория, которая ходила в кинотеатры и потребляла совершенно определенный контент. А доступ к нему теперь прекращен. Кинотеатры пытаются всеми силами вернуть зрителя: показывают блокбастеры прошлых лет и российскую классику, а также доступные зарубежные ленты, — рассказывает кинокритик, исполнительный директор "Краснодарской школы кино" Алексей Двоеглазов.
По его словам, основными потребителями киноконтента являются тинейджеры и студенты, а также семьи с маленькими детьми. Этим категориям граждан необходимо дать альтернативу. Например, азиатские боевики и анимацию, а также драмы и комедии европейских и независимых американских и российских киностудий.
Российским кинотеатрам грозит банкротство. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
— Даже в лучшие времена азиатское кино не пыталось соперничать с американским, собирая смешные деньги. Наш зритель за редким исключением не смотрит азиатские фильмы в кинотеатрах, — рассказывает Андрей Попов.
С отечественными лентами дела обстоят лучше, но не намного. По словам эксперта, они собирают зрителя только на значимые даты, к которым приурочена премьера дорогих лент.
— Мы не можем заменить Голливуд. У нас нет столько профессионалов, столько студий и столько денег, чтобы снимать так, чтобы хотя бы каждый месяц выходило по одному большому фильму, — делится Андрей Попов.
Также Андрей Попов отмечает, что надежда на перевыпуски старых фильмов не оправдалась. Популярные в прошлом ленты не смогли существенно решить проблему с аудиторией. Также пока не происходит и переориентация на азиатское кино (китайское, индийское, южнокорейское).
Есть что посмотреть
Как отмечает Андрей Попов, ситуация с репертуаром киноиндустрии в количественном отношении изменилась в лучшую сторону.
— Никогда в российских кинотеатрах не было такого разнообразного репертуара. Сейчас, с точки зрения репертуара, есть много чего интересного, включая российские и западные новинки, европейское и азиатское кино, фестивальные и жанровые ленты, — подчеркивает представитель киноиндустрии.
В качестве примера эксперт приводит кинотеатр "Монитор СБС". Раньше там в среднем показывали 30 фильмов в месяц. А в апреле 2022-го там демонстрировались 60 фильмов.
Кинотеатр. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
— При этом условно старыми были 7-8 лент. Так, в конце месяца мы запустили "Ла-Ла Ленд". До этого была ретроспектива фильмов Тарковского и Балабанова, — рассказывает Андрей Попов.
При этом из перевыпушенных лент большей популярностью пользовался фильм "Брат". В повторном показе фильм собрал больше 77 млн рублей, а его сиквел "Брат 2" — 38 млн рублей. Однако "старые" фильмы в целом не оказали значительного влияния на выручку кинотеатров. По-прежнему основную кассу собирают новинки.
— Мы стали шире показывать новинки. Раньше, когда выходил значимый фильм, он занимал несколько залов и шел весь день. Сейчас, когда блокбастеров нет, у нас изменилась политика показа. В неделю стартует от 10 до 15 лент. В основном новинки. Причем, не только российские, но и зарубежные. Например, у нас по-прежнему выходят американские боевики, но от независимых киностудий. Не Голливуд, — уточняет представитель сети кинотеатров "Монитор".
Как отмечает Алексей Двоеглазов, арт-мейнстрим по-прежнему хорошо представлен на российском рынке. Такие фильмы раньше ставились в довольно неудобное время (ночью или днем в будни). Теперь же сетка кинотеатров стала более гибкой, а сеансы с независимым авторским кино — более доступными для поклонников.
Существенно возросла доля российского кино, но она так и не стала основной, рассказывает Андрей Попов. Если раньше российские ленты в репертуаре кинотеатров занимали 15-20%, то сейчас — 30-40%. Каждую неделю стартует 3-4 фильма по "Пушкинской карте".
Однако зрители с неохотой идут на просмотр показываемых фильмов. Поэтому проблемы с заполняемостью кинотеатров останутся даже после отмены ковидных ограничений на посещаемость.
Отечественная кинонезависмость
Государство озаботилось помощью киноотрасли. В этом году финансирование производства российских фильмов значительно увеличат.
— Приняли решение увеличить финансирование из федерального бюджета, чтобы в текущем году на производство фильмов направить более 11,5 млрд рублей, — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом правительства в Госдуме в апреле.
Он уточнил, что акцент планируется сделать на "качественные фильмы, основанные на ценностях страны, важные для сохранения культурно-исторической памяти и воспитания подрастающего поколения".
Кинотеатр "Чайка". Фото: ИА IrkutskMedia
А 4 мая стало известно, что Правительство приняло решение оказать дополнительную финансовую помощь киноиндустрии в размере 5,5 млрд рублей. Из них 4 млрд получит Фонд кино на поддержку зрительского кино, а 1,5 млрд рублей достанется Министерству культуры. Средства пойдут на производство полнометражных картин для массовой аудитории и для семейного просмотра, неигровое кино и короткометражки, а также дебютные работы начинающих режиссеров, которые только заканчивают обучение в вузах, и повышение конкурентоспособности российского кино.
— Мы стараемся развивать это направление. К примеру, наша школа в апреле уже выпустила первых специалистов. Они готовы снимать кино здесь и сейчас, про нас. Будем надеяться, что у них получится. Наши молодые актеры и режиссеры будут стараться, — делится исполнительный директор "Краснодарской школы кино" Алексей Двоеглазов.
Киноотрасль в России оказалась в шаге от катастрофы. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
В 2021-м на территории Краснодарского края реализовали больше 30 кинопроектов. Такого показателя удалось достичь за счет рибейтов кинокомпаниям: регион предлагает меру поддержки киноиндустрии на возмещение до 20% затрат на производство национальных фильмов на Кубани. В прошлом году на рибейты из краевого бюджета выделили 20 млн рублей. Средства получили пять кинокомпаний.
— К сожалению, кинематография у нас последние 30 лет развивалась слабо из-за хронического недофинансирования сферы культуры. Мы понимаем, что в отечественном кинопроизводстве, помимо инвестиционной емкости, проблемы связаны с качеством большинства картин, дефицитом технических специалистов, дороговизной техники, вечными сложностями с постпродакшном (когда даже хорошие ленты не доходят до целевого зрителя), проблемой со спецэффектами, — как эти проблемы могут решены в условиях кризиса — непонятно, — сетует Александр Полиди.
Киноотрасль в России оказалась в шаге от катастрофы. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Эксперт отмечает, что наиболее успешной частью отрасли оказался кинопрокат, состоявшийся как вполне рыночная и конкурентная сфера. Он давно стал окупаемым и долго не нуждался в поддержке. Однако именно по кинопрокату сейчас пришелся наибольший удар.
Кинотеатры не подпустили к кассе
Как отмечает Андрей Попов, деньги поступят продюсерам и киностудиям в то время, как о поддержке кинопрокатчиков речи пока не идет.
— Если сейчас не помогут кинотеатрам, то где будут показывать все эти фильмы, включая патриотические боевики, — задаётся вопросом Андрей Попов. Он уточняет, что решить проблему смогут продюсерские центры с помощью своих показов фильмов по телевидению и в онлай-кинотеатрах. А остальные производители будут отсечены от массового зрителя.
Эксперт уточняет, что сейчас значительную помощь отрасли оказывает система "Пушкинской карты" , по которой приобретается около 40 % всех билетов. Однако пользоваться ей могут только граждане от 14 до 22 лет. А приобрести по ней билеты можно только на ленты, созданные государственными студиями.
Пока же кинотеатры продолжают ждать масштабной помощи.
— Мы и другие представители отрасли проводили встречи с властями, обращались в правительство. У нас есть целевые предложения, сейчас ждем ответ, — подчеркивает Андрей Попов.
Объекты стратегического значения
Как отмечает Александр Полиди, отрасль кинопоказа важна для экономики, поскольку она создает массу синергетических эффектов.
— Как правило, кинотеатры расположены в торгово-развлекательных комплексах. Они создают точки притяжения для питания, покупок, развлечений. И выпадение из линейки развлекательно-торгового отдыха очень серьезно ударит по массе смежных отраслей. Т.е. в случае обострения кризиса мы можем получить не только закрытие самих кинотеатров (что само по себе негативно скажется на налогах и рабочих местах в муниципалитетах), но и удар по сфере развлечений в целом, которая предыдущие годы росла большими темпами, — подчеркивает экономист.
Просмотр кино. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Эксперт предполагает, что как только западная истерия пойдет на спад, а продукция голливудских киностудий снова начнет поступать в Россию — киноотрасль быстро возродится.
— Вопрос в том, что ей нужно дождаться, когда наступят условия для ее возрождения, — отмечет экономист.