Масштабное мероприятие, посвященное назревшей реформе пассажирских перевозок прошло в Краснодаре. Известные общественники города стали участниками конференции "Перспективы и вызовы развития краевого общественного транспорта в 2022 году". В ней также участвовали депутаты различных уровней, перевозчики и эксперты, транспортники из разных регионов России. Итогом стало решение обратиться к властям Краснодара для создания рабочей группы по транспортной реформе. Подробнее — в репортаже ИА KrasnodarMedia.
Вопрос давно назрел
Организатором мероприятия выступило движение "Транспортная инициатива". Под председательством лидера движения Марины Репещук участники обсудили ситуацию с общественным транспортом Краснодара и других муниципалитетов Кубани, отдельно уделив внимание частным перевозкам.Были обозначены болевые точки транспортной инфраструктуры региона и предложены пути решения основных проблем.
— Сейчас фактически Краснодар оказался в транспортном коллапсе. Даже днем пробки здесь достигают 9-10 баллов. Для кубанской столицы, как и для других муниципалитетов Кубани остро стоит проблема дефицита качественного и безопасного транспорта. А также некачественная организация пассажирских перевозок. На маршрутах города значительно меньше машин, чем должно быть по контрактам, заключенным городом и частниками. Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда водители вообще не выходят на маршруты. Кроме того, глобальной проблемой является распространение серых схем в организации перевозок, когда прибыль скрывается от властей, а вместо одних машин маршруты обслуживают другие. Поэтому вопрос с проведением транспортной реформы давно назрел, — рассказала Марины Репещук.
Краснодару требуется перезагрузка: общественники обсудили реформу транспортной системы. Фото: Дмитрий Мирошников, ИА KrasnodarMedia
Как отметила общественница, сегодня фактически в Краснодаре транспортная система не выполняет свою основную функцию — гарантированный сервис мобильности населения.
Людям приходится долгое время дожидаться подъезда машин, а многие автосредства находятся просто в ужасающем состоянии. При этом нынешнее плановое регулирование перевозок со стороны городских властей вызывает множество острых вопросов. Примером ее неэффективности является дублирование маршрутов. Виной тому действие нерегулируемого тарифа, а также отсутствие должного контроля со стороны властей.
Коротко транспортные проблемы города сформулировал член Общественной палаты России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, участвовавший в мероприятии через видеосвязь:
— Проблема транспорта характерна для многих регионов Юга. Качество оказываемых услуг никого не оставляет довольным. Транспорт достаточно долго находится в пути. Он достаточно старый. Ну и неимоверно завышена стоимость проезда, которая, к тому же постоянно повышается, — отмечает Илья Зотов.
Есть куда стремиться
Илья Зотов отметил, что сейчас самым оптимальным способом решения проблем является переход на брутто-контракты, когда перевозчикам платят за количество рейсов, а не за число пассажиров. Это предполагает появление посредника между перевозчиком и пассажиром в лице мэрии. При этом прибыль перевозчиков зависит не от параметров оказания услуг — работы по графику, числа единиц подвижного состава на линии и др.
Эта схема уже реализована в целом ряде городов России и приносит свои ощутимые преимущества.
— Для перевозчиков — это контракты с понятными условиями работы. Не нужно гоняться за пассажирами, набивать людей на один рейс. Автобусы начинают ходить по расписанию. Перевозчики получают более качественные услуги. В большинстве городов переход на брутто-контракты сопровождается участием в госпрограммах и обновлением подвижного состава, — подчеркнул председатель Общероссийского объединения пассажиров.
В качестве позитивного примера он привел Сочи, власти которого сейчас изучают возможность перехода на брутто-контракты.
Сейчас все крупные города мира вынуждены проводить транспортные реформы, ограничивая, ограничивая перемещения на личных авто и модернизируя систему общественного транспорта, отмечает депутат Госдумы от Краснодарского края, руководителем Центрального аппарата "Справедливой России" Дмитрий Гусев. Он подчеркнул, что реформируются не только столицы, но и крупные города. В качестве примера он привел ситуацию в Екатеринбурге, который принято сравнивать с Краснодаром. Проблема с пассажирскими перевозками там стояла достаточно остро, пока власти не ввели единую карту для проезда по городу. Сейчас в столице Урала действуют более 20 тарифов. Пассажир может выбрать наиболее удобную схему перевозок лично для себя. А город стал получать большую прибыль благодаря отказу от "серых схем".
Краснодару требуется перезагрузка: общественники обсудили реформу транспортной системы. Фото: facebook.com/dmitry.gusev.5 (12 )
— Сейчас в кубанской столице люди считают самым удобным транспортом автомобиль. В любом другом крупном городе вам ответят, что удобнее всего общественный транспорт. Во многих городах России он быстрее и комфортнее, чем авто. Что уже говорить про европейские агломерации. В Москве даже есть целое общественное движение — одна машина на семью. Да, для этого нужны условия. Выделенные полосы, комфортные автобусы, доступные цены. Проблема транспорта — комплексная. Надо менять систему, переходить на брутто-контракты и делать прозрачной оплату проезда. По примеру других крупных городов ввести единую платежную систему для всех пассажиров Краснодара. Это даст полную картину по количеству поездок. Станет понятно, какие налоги идут в бюджеты, сколько денег надо на субсидии. Утром в четверг мы с руководителем реготделения "Справедливой России" Денисом Хмелевским встречались с мэром Краснодара Андреем Алексеенко. Вопрос транспорта подробно обсудили. Будем работать сообща, — отметил Дмитрий Гусев.
По словам Мирослава Вальковича, сокоординатора движения "Городские решения", более точным термином обсуждаемых перемен является не "реформа", а масштабная "перезагрузка", поскольку нынешняя транспорта система была рассчитана на совсем другие размеры города и совсем другое население во времена позднего СССР.
Краснодару требуется перезагрузка: общественники обсудили реформу транспортной системы. Фото: Дмитрий Мирошников, ИА KrasnodarMedia
Совместная работа
— Кадры решают все. Какую бы реформу мы не задумывали, без подходящего кадрового состава мы ничего не решим. Это касается и лиц, принимающих решения, и исполнителей (водителей, кондукторов, диспетчеров, технических сотрудников). На мой взгляд, труд транспортника должен быть уважаем и высокооплачиваем. Без высоких зарплат мы не привлечём подходящих специалистов, — подчеркнул общественник.
Так, по словам Мирослава Вальковича, сегодня проблемой является и то, что в городе отсутствует единый центр сбора информации и анализа. Город имеет множество возможностей получать информацию о транспортных перевозках. Но нет органа, способного ее собирать и анализировать.
–Я предлагаю создать рабочую группу, куда войдут специалисты, — отметил Мирослав Валькович.
Необходимость взаимодействия общественников и активистов в своем выступлении отметил политолог, член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный. По его словам, конструктивная работа в данном направлении может дать серьезный результат и сдвинуть застарелую проблему с мертвой точки.
Инициатива по созданию рабочей группы была отражена в резолюции конференции.
— Мы обратимся к главе города и депутатам думы Краснодара с предложением о создании рабочей группы, которая займется изучением путей реформирования общественного транспорта, — отметила Марина Репещук.
Глава "транспортной инициативы" уточнила, что группа должна будет состоять из общественников и чиновников. Предполагается, что этот орган изучит предложения общественных организаций по модернизации транспортной инфраструктуры, а также займется подготовкой предложений для городской власти.
— Самое главное, что наша конференция начала диалог властей, пассажиров, перевозчиков, водителей.. Это общение будет той отправной точкой, которая поможет изменить наш общественный транспорт", — добавила общественница.
На главном курорте страны обсуждают переход к новой схеме организации пассажирских перевозок