Кубань не "вписана" в биографию Сергея Есенина и его творчество, однако в Краснодарский край он все-таки приезжал. Это подтверждают фотоснимки, письма поэта своим друзьям. В Краснодарском крае "последний поэт деревни" побывал летом 1920 года в рамках творческих гастролей. Вместе с поэтом Анатолием Мариенгофом он отправился в турне по Северному Кавказу и Закавказью. Во время пути он останавливался в Сочи, Екатеринодаре, Туапсе и Тихорецке. О "связи" Сергея Есенина и Кубани, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
О том, был ли Есенин в Екатеринодаре — точно не известно. Когда поэты-имажинисты отправились на гастроли в июле 1920 года столица Кубани была еще во власти Добровольческой армии "белых". Так что, если Есенин и был в Екатеринодаре, то только проездом и ориентировочно в конце августа, а вот в Сочи, скорее всего, останавливался на более долгий срок. Свидетельств о визите знаменитого поэта на курорт всего несколько.
Одно из доказательств, которое подтверждает, что поэт побывал в будущей олимпийской столице — фотоснимок, на котором Есенин стоит рядом с Анатолием Мариенгофом, Григорием Колобовым, Василием Казиным и еще двумя мужчинами. Фотография подписана: "Сочи. 1920 г.".
Второе свидетельство присутствия поэта на курорте — его письмо к другу Александру Сахарову, в котором он пишет: "Вдалеке Сочи, Екатеринодар, Туапсе… Если можно, черкни что-нибудь о себе. Адрес: Сочи. Высший Совет народного хозяйства. Трамот".
"Трамот" — транспортно материальный отдел при Сочинском окружном Совете народного хозяйства. Известно, что письмо было направлено из Ростова-на-Дону и свидетельствует о планах поэта вернуться в Сочи, чтобы там забрать корреспонденцию в "Трамоте".
Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
По югу страны Есенин и Мариенгоф колесили в специальном вагоне, который им выделил нарком Анатолий Луначарский для того, чтобы они пропагандировали советскую поэзию. По дороге в Пятигорск поезд, в состав которого был включен вагон Есенина, остановился на станции Тихорецкой. Остановка на станции была долгой, на Тихорецкой производилась замена паровозов. Пассажиры поезда, пользуясь перерывом в дороге, выходили прогуляться по вокзалу. Так что Есенин вполне тоже мог выйти на перрон в Тихорецке, чтобы размять ноги. О своем пребывании на станции поэт позже напишет приятельнице из Харькова Евгении Лившиц. Есенин расскажет ей о необычном случае, который произвел на него яркое впечатление".
В письме поэт сообщил, что, когда состав из Тихорецка двинулся дальше, в окно поезда он увидел скачущего маленького жеребенка.
"Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали", — писал Есенин.
Поэт объяснил, что этот эпизод стал для него "говорящим" и символизировал победу "стального коня" над живым, а жеребенка автор сравнил с вымирающей деревней.
Позже Есенин напишет про жеребенка из станицы Тихорецкой на Кубани в своей поэме "Сорокоуст".
Сергей Есенин и Айседора Дункан. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
В 1924 году в Екатеринодар приехала с гастролями экс-супруга Сергея Есенина Айседора Дункан. Ей к тому времени было уже 47 лет, но это не мешало ей очаровывать зрителей во время своих выступлений. Она танцевала под музыку Бетховена, Вагнера, Листа. В программу концертов также входила композиция "Интернационал". Во время звучания пролетарского гимна Айседора Дункан "корчилась" на сцене в образе раба, а затем освобождалась от пут и кружилась по сцене.
Его память на Кубани чтут и по сей день