Зачем Краснодарскому краю потребовалось свое кинообразование? Что происходит в региональной киноиндустрии? И сколько денег федеральные студии могут сэкономить на съемках в регионе? На эти вопросы по просьбе ИА KrasnodarMedia ответил журналист и кинокритик Алексей Двоеглазов, ставший недавно исполнительным директором Краснодарской школы кино.
Краснодарская школа кино
— День добрый, Алексей. В этом месяце вы вошли в руководство "Школы Кино" в нашем городе. Начнем интервью именно с неё. Что это такое и чему у вас там учат?
— Краснодарская школа кино была создана в 2018-м году.
Это автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, имеющая все необходимые свидетельства и сертификаты, для занятия профессиональной деятельностью.
Образование проходит как удаленно, так непосредственно в стенах нашего учреждения в живом контакте с педагогами. Обучение ведётся по двум базовым специальностям: "Актер театра и кино" (с 16 лет) и "Режиссёр/оператор" (с 18 лет). Срок обучения составляет 15 месяцев. Занятия проходят в вечернее время. Так же в наших стенах действует кинолицей для детей с 10 до 15 лет. Общекинематографическая программа рассчитана на 2 года обучения.
У нас работают как преподаватели из Краснодара, так и педагоги из Москвы. Среди наших педагогов такие мастера, как режиссёры Дмитрий Месхиев и Александр Котт, оператор Шандор Беркеши, документалист Марина Разбежкина и многие другие известные кинодеятели. Некоторые из них будут на регулярной основе приезжать на встречи со студентами и мастер-классы. А в числе постоянных преподавателей — заслуженный артист России Станислав Сальников.
— В чем отличие киношколы от классических профильных вузов?
— Современное кинопроизводство — это живой и очень подвижный процесс. Классическое кинообразование никто не отменял, просто многие вузы по сути своей инертны и не способны поспеть за постоянными изменениями в отрасли.
Мы учим непосредственно работе в кино, ремеслу. Учитываем все последние тенденции. Школа делает упор на практику и учебный процесс построен по принципу: "научился — сразу внедряешь свои знания".
Кстати, в Краснодарском крае наша школа кино — единственное профессиональное кинематографическое учебное заведение. Попрошу заметить, именно кинематографическое, где мы будем учить и расширять спектр кинематографических профессий.
— Зачем в принципе нужна в Краснодаре киношкола, если основное кинопроизводство у нас сосредоточено в Москве и Петербурге?
— Это совсем не так. В Москве и Петербурге у нас сосредоточены киностудии. Но съемки фильмов проходят по всей стране.
Более того, Краснодарский край еще в советское время стал популярным местом киносъемок. Здесь несколько ландшафтно-климатических зон, много красивых и атмосферных мест. А большую часть времени года в крае тепло и светло — что крайне важно для кинопроизводства.
Кубань стала местом съемок для многих фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Например, "Бриллиантовая рука", "Полосатый рейс", "Приключения принца Флоризеля", "В моей смерти прошу винить Клаву К." Из недавно снятых популярных лент можно вспомнить "Горько!" и "Тренер".
И это только самые известные ленты. Ежегодно в крае проходят съемки нескольких кинолент и сериалов. Кстати, идут они и в данный момент. В основном в качестве локаций используется побережье. Но в последнее время у киношников стал популярным и Краснодар.
Кинематографисты из центра сейчас активно снимают кино в регионах. Выезжать нужно для того, чтобы иметь больше локаций и интересных тем. К тому же часто этого требует сюжет, ведь в Подмосковье морской курорт не снимешь.
Краевые власти и киноиндустрия
— Как способствуют съемкам фильмов региональные власти?
— Идеи о масштабной государственной поддержке кинопроизводства в регионе выдвигались давно. Однако реализовать данное начинание власти Кубани смогли лишь в этом году. Находится на заключительном этапе создания Кинокомиссия Краснодарского края, задача которой — сделать процесс кинопроизводства для съемочных групп на территории региона максимально простым и удобным.
Комиссия предоставляет поддержку киностудиям в проведении съемок фильмов на территории края. Помогает с логистикой, транспортом, организацией проживания и питания съемочных групп, ведет реестр локаций и реестр участников съемочного процесса, помогает наладить взаимодействие с местными властями. Такая помощь в организации может значительно удешевить процесс производства.
А еще сотрудничающие с кинокомиссией компании могут вернуть до 20% своих затрат, понесенных в регионе. Это называется ребейт.
Кстати, такие же кинокомиссии создаются и в других субъектах РФ.
— Но ведь студии и раньше как-то здесь пытались снимать кино?
— Сейчас этот процесс становится более систематизированным. Студии предпочитают не импровизировать, а работать с профессиональными актерами и участниками кинопроизводства.
Поэтому спрос на профессиональные кадры растёт год от года. А вместе с ним — спрос на профессиональное кинообразование.
И Краснодарская школа кино как раз занимается подготовкой таких кадров. Звёзд с неба выпускникам мы не обещаем, тут всё уже зависит от них самих. Но сделаем всё, чтобы наши студенты и выпускники принимали участие в съемках фильмов и сериалов, которые будут проходить на территории края.
Кинодеятели Кубани
— Как обстоят дела с уже состоявшимися актерами и режиссерами, связанными Кубанью?
— Нина Агаджанова, Клара Лучко, Нона Мордюкова, Карэн Шахназаров — это лишь часть знаменитых имён, которые первыми приходят на ум.
Но у нас есть и много талантливых молодых современников, родившихся и выросших на Кубани. Например, режиссёр Наталья Мещанинова (режиссёр фильмов: "Комбинат "Надежда", "Сердце мира", сценарист картин: "Аритмия", "Ещё один год").
— А есть известные деятели киноиндустрии, продолжающие работать в Краснодарском крае?
— Пока киноиндустрия региона как самостоятельный субъект только формируется. До недавнего времени всем талантливым людям, желающие построить кинокарьеру, приходилось уезжать в Москву или Петербург.
Сейчас ситуация начала меняться. Но мы только в самом начале процесса. Кинематографисты приезжают, мы им оказываем посильную помощь. Что-то пытаемся сделать сами, грубо говоря "на коленке". Например, мой друг и коллега, мультипликатор Игорь Гаркушенко на основе картин известного кубанского художника-сюрреалиста Сергея Дмитриевича Воржева создал короткометражный анимационный фильм "Марапацуца". Эта картина стала участником внеконкурсной программы Short Film Corner Каннского кинофестиваля в 2017 году. Рад, что мне довелось стать продюсером этой ленты.
Создавать кино от начала и до конца можно не только в центе, но и в регионах. Как пример приведу Роберта Родригеса, который не привязан к Голливуду. Он создал личную киностудию в Остине (столица штата Техас, США), где снимает свои фильмы. Уверен, что и у нас найдутся свои Родригесы.
Наша школа как раз и призвана профессионально взращивать местные кадры, чтобы создать среду, благоприятную для качественного развития киноиндустрии. Хотим быть логичными и строить здание с фундамента. И будем стараться возвести этажи вверх, обзаведясь крепкими кадрами. Не только актёрами, но и сценаристами, режиссёрами, операторами, монтажерами и т.д.
Собственно, мы хотим сплотить сообщество выпускников и всех кинематографистов Кубани, чтобы Краснодарская школа кино была центром притяжения для творческих людей, которые хотят заниматься кино или просто быть "продвинутыми зрителями". В наших планах есть открытие киноклуба.
— Алексей, а когда в Краснодаре возобновятся кинопоказы с вашим участием? Что в целом происходит в крае с кинотеатрами?
— Есть такое выражение: "как только — так сразу".
Я продолжаю быть человеком, который популяризирует киноискусство в Краснодаре. Но особые кинопоказы возобновятся тогда, когда заработают кинотеатры в регионе. Пока они вынуждены простаивать по решению властей из-за сложной эпидемиологической ситуации.
Массового открытия кинотеатров ждут не только зрители, но и киноотрасль. Большие студии придерживают крупные проекты, чтобы из-за ограничений не получить проблемы с окупаемостью. Например, уже несколько раз переносилась мировая премьера фильма "Довод" Кристофера Нолана — одной из самых ожидаемых лент этого года.
Надеюсь, что в скором времени ситуация позволит открыть кинозалы и в Краснодарском крае. И мы все сможем вновь приобщиться к прекрасному. Ведь хорошие фильмы обязательно нужно смотреть на большом экране.
Справка ИА KrasnodarMedia
Алексей Двоеглазов — журналист, кинокритик, основатель проекта StrangeFilm.org, автор книги "Кинопоход: Краснодар", исполнительный директор "Краснодарской школы кино", организатор кинопоказов в Краснодаре. Также является продюсером анимационной ленты "Марапацуца" и сорежиссёром полнометражного фильма "Игры в темноте".