Новости, связанные с "мусорной темой" на Кубани сыплются, как из рога изобилия. Недавно стало известно о строительстве двух мусороперерабатывающих заводов под Краснодаром и о планах региональной власти внедрить отдельный сбор пластика с лета этого года. А ранее широкий резонанс получил конфликт вокруг полигона ТБО в Белореченске, в который пришлось вмешиваться лично губернатору и прокурору края. В ситуации с мусорной реформой в регионе разбирался корр. ИА KrasnodarMedia.
Вести с "мусорного фронта"
На Кубани "отходная" тема стала поистине горячей, а смежные с ней проблемы растут как на дрожжах вместе с ростом населения и сокращением емкости действующих полигонов ТБО.
В прошлом году эксперты включили Кубань в ТОП-3 регионов лидеров в РФ по производству мусора. За год один кубанец в среднем выбрасывает более трех кубометров отходов. А всего же на начало 2019-го население Кубани (5,6 млн человек) генерировало 17,3 млн кубометров твердых бытовых отходов.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Реформа по переработке мусора стартовала по всей России в начале 2019-го. Ее целью стало уменьшение захоронения отходов (которые должны вывозиться только на лицензионные площадки) и увеличение до 60% доли, которая идет на переработку. Ранее власти Кубани разработали схему зонирования, край был поделен на 11 территорий обслуживания региональными операторами. Однако, запустить работу в этом направлении вовремя не получилось. Начать переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Кубань смогла только с января этого года.
– Регион поделен на 11 зон, где в 2020 году будут работать пять операторов. Разработана новая территориальная схема, согласно которой регион будет поделен всего на пять зон. Таким образом, зоны укрупнятся и контроль за ними будет улучшен, – рассказал замминистра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александр Трембицкий.
Кроме того, в министерстве ТЭК и ЖКХ Кубани заявляли, что самым острым для края остается вопрос нехватки мощностей для размещения отходов и высокая доля транспортных расходов, которые составляли 80% тарифа. По данным ведомства, на конец прошлого года в крае работало 13 лицензированных полигонов. Для решения проблемы регион также сформировал перечень дополнительных полигонов, которые до 2023-го могут использоваться для размещения отходов без проведения процедуры лицензирования, в него вошли 29 объектов, сообщало ТАСС.
Еще одной целью реформы системы обращения с ТКО является переход на раздельный сбор. Во всех муниципалитетах будут оборудованы специальные контейнеры разного цвета для каждого вида отходов: несортированные отходы – серый цвет; отходы для утилизации – синий цвет; пластик – оранжевый цвет; стекло – зеленый цвет; пищевые отходы – черный цвет.
Уже с июля 2020-го по всему краю начнется отдельный сбор пластика. Впрочем, сетчатые контейнеры для него уже установлены во многих муниципалитетах. В 2021 году в программу внедрения новой системы планируется включить сбор органических отходов, а с 1 июля 2022-го будет введена система разделения мусора уже по четырем направлениям: пищевые отходы, стекло, пластик, бумага. В будущем переработкой займутся специальные предприятия.
Дурнопахнущая история
В момент запуска мусорной реформы для властей региона серьезным испытанием на прочность стал кризис вокруг полигона под Белореченском (Родниковское сельское поселение), работающий с 2017 года. Мусор сюда привозят не только из родного муниципалитета, но также из Сочи, Горячего Ключа, а также Туапсинского, Апшеронского районов. В конце прошлого года, из-за захоронения мусора с нарушениями технологий, на полигоне начались процессы гниения и распространение запаха. Это вызвало недовольство местных жителей, жаловавшихся на проблемы со здоровьем.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края
Проблемы подтвердила отправленная в Белореченск региональная комиссия. Позже визит в район нанес губернатор Краснодарского края. Он облетел полигон на вертолете, распорядился навести порядок на объекте и взвешенно подойти к проекту строительства второй очереди полигона. Позже, вместе с прокурором края он провел в Белореченске совещание, где обсудили проблемы мусорной реформы и потребовал принять дополнительные меры для повышения ее эффективности (включая усиление качества проблемного полигона). А по итогам этого визита был уволен гендиректор регионального мусорного оператора – компании "Крайжилкомресурс".
Мусорный мегаполис
Проблема со сбором отходов актуальна и для краевого центра, в котором за последние несколько лет случались "кризисы", когда на площадках около контейнеров появлялись источающие неприятный запах нагромождения из мусора.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Анастасия Голованушкина
Так, разразившийся в Краснодаре в начале прошлого года кризис, привел к тому, что в январе образовалось 200 тысяч кубометров неубранного мусора на контейнерных площадках. Тогда в муниципалитете заявили о необходимости получить надзорные полномочия за работой компании.
Одним из способов решения проблемы должно стать появление в городе мусороперерабатывающего завода. Создание сразу двух таких объектов накануне анонсировали разработчики Стратегии "Краснодар-2030" (которая должна использоваться при разработке генплана города).
Первый из них должен появиться в хуторе Копанском на базе действующего мусорного полигона. Здесь уже налажена мусоропереработка. Так что речь идет о строительстве второй очереди завода, который должен качественно увеличить мощность объекта. Инвестором собирается выступить АО "Мусороуборочная компания", планирующее строительство нового полигона и сортировочного комплекса к 2023—2024 годам.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Кроме того, планируется также построить еще один мусороперерабатывающий завод – на северо-востоке Краснодара.
– На презентации стратегии развития Краснодара в её пространственной составляющей была озвучена идея строительства двух мусороперерабатывающих заводов на территории города — в её западной и восточной части. Обоснованием стало логистическое удобство. Но выяснилось, что стратегия не дружит с генпланом, теория с практикой, а экология — с экономикой. В генплане места под восточный завод не предусмотрено, мусороуборочная компания от идеи вежливо открещивается, да и в целом мысль разместить данное предприятие среди обширных "зелёных зон" представляется непроработанной, – делится своим мнением политолог Алексей Кольба, которого цитирует телеграмм-канал "Кубанская телега".
Пока же под Краснодаром периодически появляются стихийные свалки, которые приходится устранять властям и активистам. А чиновники ведут охоту на "черных" ассенизаторов и мусорщиков, выкидывающих отходы где попало.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Мнение экспертов
– Цель любой реформы – перевести работу отрасли в цивилизационное русло. Владимир Путин и Правительство России инициировали реформу не от хорошей жизни. Советский опыт захоронения отходов через их простое закапывание в землю, долго действующий в РФ, себя давно исчерпал. Мы не можем себе позволить плодить свалки и смотреть, как они загрязняют окружающую среду, – делится секретарь комитета Заксобрания Кубани по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма Андрей Булдин.
По словам политика, внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на Кубани должно серьезно улучшить экологическую ситуацию. Раздельный сбор отходов, их сортировка, а также грамотная утилизация должны привести к тому, что большая часть мусора пойдет на вторичную переработку, а захоронению будет подлежать лишь малая часть.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Гречанюк Виталий, ИА PrimaMedia
– Конечно, мы видим, что в этой отрасли не все идет гладко и в России, и у нас в крае. Это и нашумевшая ситуация в Белореченском районе, и другие истории. А также естественный рост тарифа, вызывающий вопросы у населения. Проблемы есть. И сделать все хорошо, гладко и бесплатно – не получится. Но перед властями края стоит задача внедрить изменения плавно и наименее болезненно для жителей. Тот же тариф нужно повышать постепенно и посильно, но так, чтобы он позволял решать существующие проблемы, – подчеркивает парламентарий.
Строительство мусороперерабатывающих заводов, как и другие нововведения в рамках реформы неизбежны, считает социолог, заместитель председателя Совета при главе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Ольга Малахова.
– На Кубани накопился огромный объем мусора. И с этим нужно что-то делать. Существующие проблемы нужно решать. Как социолог, я знаю, что нововведения в этой сфере вызывают у людей сильное неприятие. Особенно, когда по соседству появляются заводы по переработке или полигоны ТБО. К сожалению, у нас не ведется должной работы по выстраиванию коммуникаций между властями, бизнесом и представителями сообществ, в местах, где появляются такие объекты. И люди очень не доверяют официальным заявлениям. А слабое информационное сопровождение приводит к еще большему возрастанию недоверия, – считает эксперт.
Ольга Малахова подчеркивает, что проводить реформу необходимо. Но строить заводы и полигоны нужно во взаимодействии с экологами, учеными и общественниками. Это позволит использовать уже наработанные в других регионах и странах практики и технологии, а также избавит от появления недоверия и недомолвок.
– Люди должны видеть, что используются действительно безопасные технологии. И что если возникают негативные последствия – они будут минимизированы в дальнейшем. И, конечно, нужно максимально активно выстраивать коммуникации с местным населением, чтобы у него не возникало отторжение. Сегодня общение с населением нужно ставить во главу угла. Этого категорически не хватает, – подчеркивает социолог.
Об какие подводные камни "спотыкается" мусорная реформа на Кубани. Фото: Александр Хитров
– Мусорная проблема в крае, прежде всего — в крупных городах, становится всё более значимой. Исходя из того, насколько нервно реагируют жители любого муниципалитета на предложения, связанные с мусоропереработкой, простых решений в этом вопросе нет. Нужны экономические стимулы, политическая воля и успешные примеры реализации решений, – акцентирует профессор Алексей Кольба.