Заместитель начальника департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев, курирующий Центр мониторинга и реагирования на кибератаки в финансовой сфере (ФинЦЕРТ) рассказал в интервью газете "Известия" о том, что набирает популярность такой вариант мошенничества, как взлом аккаунтов в соцсетях и рассылка друзьям жертвы просьб о помощи. Также злоумышленники переориентировались с пенсионеров на трудоспособное население, сообщает ИА KrasnodarMedia.
"Мы фиксируем растущую волну хищений с помощью захвата аккаунтов в социальных сетях. Злоумышленник получает доступ к вашей странице и начинает
публиковать посты, писать сообщения от вашего имени, например с просьбой о помощи. В виртуальном пространстве, хотим мы этого или нет, есть излишнее доверие к автору сообщений, который тебе вроде как друг. Это преломляет наши ощущения в пространстве реальном.
Мы знаем о случаях, когда злоумышленник имитирует голос знакомого своей жертвы. Но это пока большая редкость. Такой способ дорого стоит, и надо понимать, зачем вы это делаете, кому вы звоните. Если это и будет развиваться, то не против обычных граждан, а против собственников крупных компаний и в целом юридических лиц. Выход должен быть значительным, хищения нескольких сотен тысяч рублей не окупают такую операцию", — цитируют "Известия" Сычева.
По словам эксперта, мошенничествами такого рода, а также аферами в финансовом секторе занимаются молодые люди," которые любят драйв и нередко имеют криминальное прошлое".
Что касается преступление в банковской сфере, то по данным за прошлый год, объем хищений у банковских клиентов составил 1,4 млрд рублей. По словам Сычева, около 97% преступлений совершалось с помощью методов социальной инженерии — введения мошенниками пользователя в заблуждение, чтобы он самостоятельно предоставил преступнику доступ к средствам — своим собственным или банка.
Эксперт также рассказал, что злоумышленник переориентировался со старшего и среднего возраста на категорию экономически активных граждан 30–45 лет.
"Это основная аудитория мошенников, причем около 65% в ней занимают женщины. Старшее поколение перестало покупаться на сообщения вроде "Мама, я попал в беду, кинь деньги сюда" или "Вам положена компенсация, дайте номер карты". Техники, которые были направлены исключительно на этот возраст, очевидно, стали приносить меньше дохода злоумышленникам", = считает Артем Сычев.
Он напомнил, что главная задача мошенников — создать стрессовую ситуацию, в которой человеку будет сложно мыслить рационально. И тут можно вспомнить уловки, которые уже "успешно" прошли "испытания".
"Например, злоумышленник может позвонить клиенту якобы с официального номера телефона банка, сообщить, что зафиксирована попытка несанкционированного списания средств с его счета. Чтобы предотвратить хищение, гражданина просят сообщить код, который приходит в SMS. Зачастую приходит номер подтверждения той или иной крупной покупки или человеку дают код для перепривязки счета к другому номеру телефона. В состоянии стресса клиент не читает текст сообщения, а акцентирует внимание только на цифрах. Здесь мы всегда обращаем внимание граждан на то, что по закону у них есть два дня, чтобы подтвердить или опровергнуть операцию, приостановленную банком как подозрительную, — нет необходимости принимать поспешные решения.
Либо другой распространенный вариант: предотвращена попытка списания, на всякий случай карту надо заблокировать, либо перевыпустить, либо перевести средства на резервный счет… Вариантов много, они постоянно меняются. В любом случае самая правильная реакция — это положить трубку и перезвонить в банк, уточнить, в чем дело. Причем номер банка надо набирать вручную. Если сделать "обратный вызов", есть риск попасть на тех же злоумышленников", — цитируют Сычева "Известия".
Эксперт рассказал также, сколько аферисты зарабатывают на этом.
"Как правило, обзвонщик сидит на проценте, получает примерно 10–15% от удачных хищений. Для него заработать в день тысяч 15–20 — это нормально. Самую большую долю получают обнальщики — те, кто выводят деньги. Эти участники преступной цепочки подвержены наибольшему риску, поскольку их легче всего поймать за руку. Их часть — около 40%. Остальное получают организаторы. Часть этих денег покрывает расходы на покупку баз у тех, кто их сливает, или у посредников", — сказал Артем Сычев.