Что происходит с выбросами мазута на Черноморском побережье Кубани
Фото: Оперативный штаб Кубани

Экологи предупреждают: последствия разлива мазута на Кубани будут ощущаться до 10 лет

Важно устранить источник распространения нефтепродуктов

Что происходит на Черноморском побережье Краснодарского края после разлива мазута, какой ущерб нанесла экологическая катастрофа и когда будут устранены её последствия? ИА KrasnodarMedia задало эти вопросы экологам. 

Из личного архива автора

Евгений Витишко. Фото: Из личного архива автора

Евгений Витишко, эколог, член постоянной рабочей группы Совета по экологии и правам человека при главе Краснодарского края: 

— Какова сейчас ситуация на побережье Анапы и Темрюкского района в связи с разливом мазута?

— Несмотря на беспрецедентные меры по очистке пляжей и моря, мазут в Анапе (в станице Благовещенской, в селе Витязево, на Пионерском проспекте, на городском пляже) присутствует. Пока Роспотребнадзор заявляет, что находиться и купаться в этих местах недопустимо. Полагаю, в той же Анапе надеются, что с наступлением настоящей жары мазут уйдёт гораздо глубже, там готовятся, что какие-то пляжи откроют: где-то песок пересеют, где-то перенсут мазут на соседние пляжи. 

Уже проводились эксперименты, что при +20°С за сутки практически все фракции мазута уходят на дно. Другой вопрос, что с увеличением температуры, увеличится количество испарений. Мазут уйдёт, но запах останется. Большая часть нефтепродуктов находилась во взвешенном состоянии. При увеличении температуры воды лёгкие фракции мазута начнут всплывать. В период штормов нефтепродукты будут попадать на береговую полосу и находиться в самой воде. Думаю, такое будет проходить в течение всего нынешнего купального сезона. 

Основная часть мазута попала на берег от косы Чушка до Утриша. По нашей информации нефтепродукты локально проникли в Азовское море, их наблюдали в районе посёлка Кучугуры. Но там их быстро убрали сотрудники МЧС. 

Замазученные птицы в период миграции попадались и в Туапсинском районе, и в Сочи. Насколько мазут распространился дальше села Сукко (Анапа), такой информации у меня нет. 

Какой ущерб природе принёс разлив мазута в Керченском проливе, пока оценить сложно. Официально уже была озвучена цифра в 84,943 млрд рублей. Но совершенно непонятно, какой урон принесли нефтепродукты морской части флоры и фауны. Мы знаем, что погибло около двухсот дельфинов, около девяти тысяч птиц погибло и они продолжают погибать.

— Сколько времени займёт полное устранение последствий этой экологической катастрофы?

— По моим прогнозам, пляжи в Анапе откроют в середине июня этого года, но я бы этого не делал. Потому что это может привести как к прямому, так и к косвенному ущербу. Люди будут пачкаться в нефтепродуктах. Хотя, с другой стороны, такое уже было 20 лет назад в Туапсе в районе центрального пляжа. Нефтепродукты периодически появляются и в других местах. Обычно у нас на это смотрят сквозь пальцы. Я думаю, что последствия от крушения танкеров будут ощущаться в течение не менее трёх лет. Уверен, что в следующем сезоне мазута будет кратно меньше, запаха уже, скорее всего, не будет. 

Собранный мазут обещали вывезти из хутора Воскресенского, но ещё не вывезли. Говорили, что переместят его в станицу Раевскую, там оказалось, что не подготовлен полигон. Разрешили рекультивировать песок на свалке на горе Шелба под Новороссийском. Это значит, в других местах тоже скоро разрешат. Замазученный песок начнут растаскивать по всему краю. Если это произойдёт, это может нанести прямой ущерб окружающей среде.

Из личного архива автора

Вениамин Голубитченко. Фото: Из личного архива автора

Вениамин Голубитченко, биолог, эколог, член экологического совета при главе Новороссийска:

— Какова сейчас ситуация на побережье Анапы и Темрюкского района в связи с разливом мазута?

— Ситуация стабильно неблагоприятная. Если применять все уже имеющиеся средства и наработанные методики, то, в принципе, последствия катастрофы можно сдерживать. Надо продолжать отслеживать выбросы, которые неизбежно все равно будут происходить и происходят. Только нам об этом стараются не рассказывать. Ведь полтора корабля по-прежнему лежит на дне с полными танками мазута. Штормы и повышение температуры активируют утечку нефтепродуктов. Ситуацию можно держать под контролем, но это будет длиться долго, обходиться дорого, потребует значительных человеческих усилий.

Прямо сейчас мазут не перекачать, потому что он вязкий. Его надо нагреть выше +40-45 °С, пока это невозможно под водой. Район Керченского пролива, где затонули танкеры, очень нестабилен по погоде. Там часто бушуют штормы, сильное течение, иногда случаются землетрясения. Поэтому только к осени три обломка кораблей смогут накрыть тремя коффердамами, которые предотвратят дальнейшее распространение мазута.

— Сколько времени займёт полное устранение последствий этой экологической катастрофы?

— Если верить официальной информации, этой осенью обломки кораблей уже закроют коффердамами, с помощью которых предотвратятся дальнейшие утечки нефтепродуктов. Только летом следующего года смогут начать откачивать мазут. Объёмы там большие, их будет сложно извлечь. Самоочищение экосистемы, конечно, тоже происходит, но при таком большом количестве нефтепродуктов это будет происходить очень долго. Сейчас надо ликвидировать сам источник выбросов, минимум это случиться через год, максимум — неизвестно. 

Думаю, что в Анапе уже этим летом можно организовать нормальный отдых для туристов, которые всё равно приезжают. По моей информации, неоднократные пробы на предельно допустимую концентрацию в воде углеводородов проводились, отклонения выявлены не были. Значит, вода в море безопасна. Опасны пляжи, но их можно и нужно убирать, даже без выбросов мазута. Если всё правильно организовать, то пребывание на курорте можно сделать безопасным и комфортным для отдыхающих.

Если проводить аналогию с выбросом нефтепродуктов в Цемесской бухте в Новороссийске, я думаю, что для полного восстановления природы в Анапе и в Темрюкском районе понадобится минимум 7−10 лет. Но отсчёт этого срока надо вести с того момента, когда полностью будет устранён источник загрязнения (обломки танкеров). 

Из личного архива автора

Елена Шувалова. Фото: Из личного архива автора

Елена Шувалова, заместитель руководителя рабочей группы при Министерстве строительства России по развитию водно-, зелёных каркасов городов:

— Какова сейчас ситуация на побережье Анапы и Темрюкского района в связи с разливом мазута?

— Ситуация критическая, как в море, так и на берегу. На пляжах по-прежнему много мазута. Положение усугубилось тем, что изначально приняли не совсем верное решение, когда выкопали большой ров вдоль берега. Когда мазут попал туда, часть нефтепродуктов оказалась в грунте на глубине около 2 метров. Сейчас непонятно, как его оттуда доставать.

В прибрежной зоне по-прежнему находятся слои мазута. Знаю это не понаслышке, месяц провела в Анапе, где вместе с другими чистила пляж. Даже после просеивания грунта, содержание нефтепродуктов превышает норму. До сегодняшнего дня не нашли решение, как вычистить песок до изначального состояния. Да, экспериментируют с различными технологиями, но пока прорывных результатов нет. 

На дне в Керченском проливе остаются обломки танкеров. Сейчас их планируют укрыть. На это уже выделены федеральные деньги. Высока вероятность, что из этих обломков по-прежнему вытекает мазут, то есть источник катастрофы не локализован. Периодически мы видим, что мазут выбрасывает на берег. С повышением температуры нефтепродукты уходят в глубину. Поэтому было очень важно выбрать крупные фракции мазута, пока было холодно.

Экосистема побережья Краснодарского края неизбежно нарушена на всём протяжении от Черноморского побережья Темрюкского района до Утриша. Экологический ущерб ещё толком не оценён, не было экспедиций, которые бы это всё изучили глубоко. 

Сейчас главная задача — почистить то, что уже выбросило.

— Сколько времени займёт полное устранение последствий этой экологической катастрофы?

— Оптимистический прогноз — 5 лет, средний — 10 лет. Некоторые экологи утверждают, чтобы восстановиться без вмешательства человека, природе потребуется 20 лет. Если будут найдены определенные технологии, сроки могут быть сокращены. 

Я из тех, кто считает, что нельзя было вывозить песок в таком большом количестве на временное хранилище. Надо было сразу организовать правильный полигон, подключить компании, которые могли бы чистить грунт. На мой взгляд, совершенно неправильное решение, когда песок отправляли на сжигание. Это затратно и непрактично. На севере России замазученный песок активно используют для строительства дорог. Как говорят эксперты, если мы его кладем под асфальт, то это экологично и безопасно.

Ранее врачи рассказали о рисках для здоровья на курортах, пострадавших от разлива нефтепродуктов

233815
Общество