Авиакатастрофа в Ейске, унесшая 14 жизней после крушения Су-34 и пожара в жилом доме в октябре 2022 года из-за разлившегося топлива, взволновала многих жителей Кубани и России. Однако, это далеко не первое масштабное ЧП в небе Краснодарского края. На Кубани происходили не менее резонансные, масштабные и разрушительные авиакатастрофы. В одной из них погибла известная общественница Елизавета Глинка. Подробнее о самых резонансных происшествиях в небе Кубани — в материале ИА KrasnodarMedia.
Адлерская трагедия
Одна из крупнейших и самых известных авиакатастроф Краснодарского края произошла несколько лет назад накануне Нового года. 25 декабря 2016 года военный самолет Ту-154 Минобороны РФ потерпел крушение над Черным морем. Тогда авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России, выполнявший рейс по маршруту Москва
—Сочи—Латакия приземлился на дозаправку в Сочи. Первоначально она должна была состояться в Моздоке, но была перенесена на южный курорт по погодным условиям.
С адлерского аэродрома борт взлетел в 5:16 утра. Но уже через 1 минуту и 10 секунд после вылета он рухнул в Чёрное море.
Жертвами авиакатастрофы стали 92 человека, в числе которых были члены экипажа, артисты ансамбля имени Александрова, сотрудники оборонного ведомства и журналисты НТВ и Первого Канала. Все они летели на авиабазу в Сирию, чтобы поздравить с Новым годом российских военнослужащих.
Самой известной жертвой трагедии стала основатель благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Она должна была отвезти в страну груз гуманитарной помощи.
Крушение авиалайнера могло, якобы, произойти из-за перегруза и отказа техники. Об этом сообщал "Интерфакс" (16+) со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Собеседник агентства добавил, что очевидцы рассказали: самолет долго летел низко, не набирая высоту. Таким образом, приоритетной версией становится техническая неисправность, отметил источник.
"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентации (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном", — говорилось в сообщении Минобороны РФ, на которое ссылалась газета "Известия" (16+) и ряд других федеральных СМИ.
Однако точная причина ЧП неизвестна. Официальные детали расследования трагедии до сих пор засекречены.
Крушение аэробуса А320 в Сочи
Не менее масштабной стала катастрофа в Сочи с бортом рейса RNV967. Самолет компании "Армянские авиалинии" вылетел из Еревана в 0.47 по московскому времени 3 мая 2006 года. На подлете к Сочи выяснилось, что погодные условия неблагоприятны и не позволяют совершить безопасную посадку.
Командир аэробуса принял решение вернуться в Ереван, но затем передумал и решил приземляться в Сочи несмотря на плохую видимость и облачность.
Первый заход на посадку не получился, и диспетчер скомандовал заходить на второй круг. Но в 2 часа 13 минут по московскому времени самолет пропал с радаров.
Позже выяснилось, что аэробус рухнул в Чёрное море в шести километрах от берега. Погибли все находившиеся на его борту A320 113 человек — 105 пассажиров и 8 членов экипажа.
После катастрофы в некоторых СМИ появилась информация о том, что авария произошла из-за нештатной ситуации на борту — якобы там между пассажирами возник конфликт, в ходе которого произошла перестрелка, что и привело к крушению лайнера. Однако официальные итоги расследования эту версию не подтверждают.
Таран над Анапой
Одна из самых жутких авиакатастроф за всю историю воздухоплавания Кубани произошла в сентябре 1976 года.
В небе над акваторией Анапы вблизи Черноморского побережья столкнулись два авиалайнера авиакомпании "Аэрофлот" — Ан-24РВ (рейс SU-7957 Гомель—Донецк—Сочи) и Як-40 (рейс С-31 Ростов-на-Дону—Керчь). В катастрофе погибли 70 человек.
Самолет Ан-24 вылетел из аэропорта Донецка с пятью членами экипажа и 47 пассажирами в 12.56. Лайнер направлялся в Сочи. Як-40 летел из Ростова-на-Дону в Керчь. На борту было четыре члена экипажа и 14 пассажиров. В рейс самолет отправился в 12.47.
Как установило расследование, управлявший этим участком диспетчер наземной службы потерял бдительность после долгих часов работы и допустил вхождение на один воздушный участок сразу двух авиалайнеров.
В итоге самолеты столкнулись друг с другом на высоте 5700 метров. Катастрофа произошла 13:52.
Загадочная авиакатастрофа под Адлером
Еще одна крупная авиационная авария произошла на главном курорте России 1 октября 1972 года — ее участником стал авиалайнер Ил-18В авиакомпании "Аэрофлот", выполнявший рейс SU-1036 по маршруту Сочи—Москва.
Самолет штатно взлетел с местного аэропорта в 19:21, дальше экипаж должен был развернуться с набором высоты до 3000 метров в сторону микрорайона Лазаревское. Но уже через 4 минуты борт перестал выходить на связь и рухнул в Чёрное море.
Погибли все находившиеся на его борту 109 человек — 101 пассажир и 8 членов экипажа. Самописцы самолета так и не удалось найти, а на обломках фюзеляжа отсутствовали следы взрыва.
Было выдвинуто большое число версий о причинах катастрофы, в том числе отказ техники и/или приборов, нападение террориста, столкновение со стаей перелётных птиц. Последняя версия рассматривалась особенно, так как в это время был период их миграции. Но по причине отсутствия фактических материалов ни одну из этих версий было невозможно подтвердить.
Катастрофа над Ейским лиманом
Катастрофа над Ейским лиманом в 1988 года считается одной из жутких на Кубани несмотря на то, что выжить удалось половине из тех, кто находился на воздушном судне. А ее причинами стало роковое стечение обстоятельств.
Самолет Ан-12 длительное время не эксплуатировался. Первым рейсом после перерыва стал короткий перелет для перевозки группы летчиков-инструкторов с партсобрания. В полете борттехник переключил подачу топлива от напольных баков, которые были заправлены давно и не использовались. Керосин в них отстоялся и содержал воду.
На предпосадочной прямой в 3-4 км от взлетно-посадочной полосы все четыре мотора поочередно заглохли. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку в лимане Азовского моря на мелководье.
Самолет стойками выпущенных шасси задел воду и клюнул носом. При ударе об воду и дно фюзеляж раскололся и частично погрузился в воду. Грузовой отсек, где находилось большинство пассажиров, заполнило водой, перемешанной с керосином. Это был самолет-лаборатория, не приспособленный для перевозки пассажиров. Внутри салона стояло оборудование, которое сорвало при ударе, что стало главной причиной гибели людей.
Происшествие произошло на глазах жителей Ейска, поэтому к месту катастрофы на помощь сразу устремилось множество маломерных судов.
Довольно быстро приводнился вертолёт Ми-14, который мало чем мог помочь. Всего в катастрофе погибло от удара или утопления 25 человек. Позже расследование установило, что причиной аварии стало грубейшее нарушение правил эксплуатации и подготовки к полётам воздушного судна.
За трагедией, развернувшейся в нескольких сотнях метрах от берега, наблюдали тысячи людей