Невероятно, но факт: в Краснодаре, южном городе-миллионнике, с летними температурными скачками за сорок градусов, уже долгие годы отсутствует нормальная инфраструктура для купания и летнего отдыха горожан в целом. Только в 2021-м общественники и власти Краснодара начали серьезную проработку вопроса о воссоздании пляжей в районе озера Старая Кубань. В чем причина глобальной проблемы с организацией массового купания и отдыха у воды? И какие механизмы могут позволить ее решить? На этот вопрос по просьбе ИА KrasnodarMedia ответили известные представители общественности и власти.
Пляжные надежды
В Краснодаре может вновь появиться полноценный пляж. Идею открыть объект для массового отдыха и купания на озере Старая Кубань предложили активисты движения "Городские решения".
Как отмечает в своём Телеграм-канале (16+) урбанист, координатор движения Мирослав Валькович, мэрия Краснодара неофициально поддержала данное решение. Более того, возможно, пляж со всей необходимой инфраструктурой будет вписан в концепцию обновленного "Солнечного острова", которая сейчас разрабатывается под руководством главного архитектора муниципалитета Натальи Машталир.
Впрочем, реализация проекта упирается в позицию предприятия "Краснодарская ТЭЦ", использующего находящееся рядом озеро в технических нуждах. Активисты уже опубликовали открытое письмо к собственнику ‒ компании Лукойл ‒ с просьбой установить систему фильтрации, чтобы сделать водоем пригодным для купания. Они также создали петицию, под которой свои подписи поставили около 1700 человек.
петиция. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
— Зона для купания могла бы стать отличным дополнением к реконструкции. Это позволит исполнить долгожданную мечту жителей Краснодара — искупаться в естественном водоеме в сорокаградусную жару. У горожан сложились не самые лучшие экологические ассоциации с Краснодарской ТЭЦ: загрязнение воздуха, слив отходов в водоемы, мертвые рыбы в Карасуне. Мы предлагаем "Лукойлу" создать в озере Старая Кубань подходящие условия для купания, чтобы горожане видели: ТЭЦ реально заботится об экологии родного Краснодара. Кроме того, это поможет компании улучшить свои позиции в экологических рейтингах, — говорится в петиции активистов.
Впрочем, энергетики публично никак не отреагировали на данную инициативу.
‒ Идея создания пляжа на старой Кубани ‒ хорошая. Технически реализовать ее вполне по силам, ‒ отмечает координатор общественного движения "Помоги городу" Елена Шувалова.
О том, что создание пляжа на Кубани вполне возможно, говорит и общественник Роман Литвинов.
‒ Мы брали пробы в различных местах Кубани в прошлом году. Так вот, вода, вытекающая в районе водохранилища достаточно чистая для купания, ‒ рассказывает Роман Литвинов. ‒ А попадая в Старую Кубань, она дополнительно проходит через имеющуюся там систему очистки. Согласен с Мирославом Вальковичем: там нужно поставить систему аэрации и дополнительных фильтров, чтобы полностью очищать воду от остаточной микрофлоры. Тогда озеро станет пригодным для купания. Серьезной проблемы здесь нет. Нужна просто политическая воля.
Если идею с местом для купания на Старой Кубани удастся внедрить, то это будет первый действующий пляж в Краснодаре за 20 лет.
Купались всегда и везде
Проблема с летним купанием в городе отсутствовала большую часть его истории. Со времен основания крепости Екатеринодар и до начала 2000-х годов жители крайцентра в период летнего зноя купались в Кубани.
река Кубань. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia
‒ До революции проблемы не было, как и каких-то санитарных норм — купались там, где удобно, ‒ рассказывает журналист и краевед Владимир Бегунов.
Как уточняет историк, краевед и эксперт Минкульта РФ Виталий Бондарь, у горожан были излюбленные места для купания.
‒ Это старая Кубань, где, помимо организованного пляжа, была масса стихийных. Стихийные точки отдыха были и по обеим сторонам излучины в районе зеленой зоны "Красный кут", был небольшой пляж в районе Горского затона рядом с озером Станичка, было место для купания на текучке по берегу реки от Яблоновского моста до Затона. Был свой пляж и на Карасунах (сейчас озеро Верхнее Покровское). Собственно, на самом Затоне был организованный пляж, пожалуй, самый образцовый в городе. В детстве я туда ходил вместе с родителями, как и многие горожане. Для нашей семьи в 70-х годах съездить летом на реку было в порядке вещей, ‒ вспоминает историк.
Как рассказывает краевед, в городе всю его историю купались без оглядки. Проблем с качеством воды и доступом к реке не было.
‒ В 70-х годах главным санитарным врачом города была моя бабушка. Я хорошо помню, как открывали обустроенные пляжи, брали пробы, ‒ отмечает историк.
Махнули рукой
Как рассказывает Елена Шувалова, ситуация изменилась в 90-х годах, когда исчез контроль сброса фекальных стоков в водоемы. Ну, а с 2000-х город активно развивается, и ситуация усугубилась еще больше. Системными стали нарушения коммунальных норм и правил. Несмотря на разрастание муниципалитета, новые очистные сооружения не строились, а старые ‒ ветшали.
‒ Сейчас в Кубань через ливневую канализацию идет слив различных отходов ‒ от фекальных стоков до промышленных выбросов, ‒ уточняет координатор общественного движения "Помоги городу".
Окончательно организованные пляжи закрылись в Краснодаре уже в нулевых годах, по словам Виталия Бондаря.
‒ У меня такое ощущение, что после ухудшения качества воды в Кубани власти просто рукой махнули на пляжи. Ведь легче игнорировать проблему, чем ее решать, ‒ делится своим мнением историк.
Кроме того, по просьбе ИА KrasnodarMedia ситуацию прокомментировали в администрации Краснодара.
‒ На протяжении последних десяти лет купание в реке Кубань и других водоемах запрещено из-за микробиологических показателей и превышения скорости течения в реке в два-три раза, ‒ сообщили в пресс-службе администрации муниципалитета. ‒ Безусловно, Краснодару, как южному городу, необходимо развитие не только отдыха у водоемов, но и водного отдыха. Однако сейчас разрешенных мест безопасного купания на открытой воде в городе нет.
Тёмные воды
Роман Литвинов сетует, что живя в элитном районе рядом с Кубанской набережной, он вынужден ежедневно видеть загрязнение главной реки края.
‒ У меня окна выходят на Затон. И каждый день я созерцаю пятна мазута, следы от фекальных сливов и прочий ужас. Естественно, что я хочу изменить ситуацию к лучшему, ‒ подчеркивает общественник.
Депутат Заксобрания Кубани, секретарь комитета по вопросам имущественных и земельных отношений Денис Хмелевской напоминает, что политики и активисты о проблеме слива нечистот в реку говорят годами.
река Кубань. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia
‒ Только добившись закрытия незаконных врезок в ливневку и слива нечистот в Кубань, мы можем приступить к обсуждению обустройства пляжных территорий, считает он. ‒ Контролирующие органы просто не дадут сейчас разрешение на открытие пляжей, поскольку пробы воды показывают пугающие результаты. Там и кишечная палочка, и опасные неорганические соединения. Чего только нет. Сливают нечистоты и частные дома, и новостройки, и предприятия.
Политик считает, что необходимы жесткие меры в отношении всех создателей нечистот. По его мнению, нужен системный аудит в проблемных местах города, после чего канализационные стоки у всех нарушителей необходимо затампонировать. Критично на сложившуюся ситуацию в городе смотрит и Елена Шувалова.
‒ К сожалению, очистить Кубань в обозримом будущем практически невозможно, ‒ сетует Елена Шувалова. ‒ В реку сбросы идут не только из Краснодара, но и с других территорий, выше по течению. В теории нужно будет договариваться с властями Адыгеи, другими муниципалитетами Кубани. Впрочем, непонятно, почему бы не добиться прекращения сброса со стороны Краснодара, ‒ отмечает общественница.
Координатор "Помоги городу" подчеркивает, что низкое качество воды во многом связано с устаревшей системой муниципальной канализации, которая строилась еще в советское время. С тех пор число жителей в Краснодаре увеличилось почти вдвое, и сети просто не справляются с количеством отходов.
‒ Например, в том же самом поселке Индустриальном сброс фекальных масс идет напрямую в Карасуны, реки Пануру и Осечки, другие водоёмы. К сожалению, дома, построенные в прошлом с немыслимым количеством нарушений, сливают фекальные отходы куда придется. По оценке специалистов, канализация в городе работает на пределе возможного. Об этом наглядно свидетельствует затхлый запах в самых разных частях города, ‒ сетует общественница.
Пляжный эрзац
Впрочем, на некоторое время для краснодарцев появилась альтернатива в виде двух аквапарков, построенных в нулевых годах. Один объект ‒ "Аквалэнд" — располагался на Затоне, второй ‒ "Экватор"— в микрорайоне Гидростроителей. Первый был закрыт по официальной версии из-за низкой рентабельности в 2009-м. Второй ‒ по решению суда в связи с повышенным шумом, мешающим жителям близлежащих домов в 2015-м.
‒ Отсутствие действующих аквапарков в городе ‒ это безобразие. Например, в Ростове они нормально работают, приносят прибыль. Почему в Краснодаре объекты оказались нерентабельными ‒ я не могу понять, ‒ делится мнением Елена Шувалова.
Ситуацию с закрытием городских аквапарков прокомментировал для ИА KrasnodarMedia наблюдатель, пожелавший сохранить анонимность.
‒ Появление аквапарков для краснодарцев в начале нулевых стало своеобразным эрзацем пляжному отдыху. Впрочем, к качеству работы объектов у его посетителей периодически появлялись вопросы. Напомню, что во время "мэрства" Владимира Евланова были нередки случаи, когда лакомые куски земли отдавались частным инвесторам под общественно значимые проекты. А потом они перепродавались, и собственник начинал возводить ЖК или ТЦ. Собственно, "Аквалэнд" пытались застроить многоэтажками в открытую, а про территорию "Экватора" такие слухи ходят до сих пор, ‒ уточняет анонимный респондент ИА KrasnodarMedia.
Отметим, что инвесторы не оставили попыток создать работающий аквапарк. Так, соглашение о реконструкции аквапарка на Затоне в феврале 2019 года на инвестиционном форуме в Сочи подписали власти Краснодара с индивидуальным предпринимателем Виталием Григоряном. Планировалось построить круглогодичный крытый водный комплекс, площадью 14,7 тысяч кв. метров. Еще 3,4 тысячи кв. метров должна была составить зона озеленения. Проект планировалось начать реализовывать в 2020-м году. Однако, этому, видимо, помешала пандемия коронавируса.
Отметим, что с 2016-го по 2020-й также на Затоне в Краснодаре действовал особый пляж, где можно было загорать, но нельзя купаться в реке. А для любителей водных процедур здесь же были открыты три небольших бассейна. Правда, в прошлом году их так и не открыли из-за пандемии коронавируса.
Проекты на песке
Елена Шувалова считает, что проблему отсутствия доступных пляжей можно исправить за небольшой период за счет благоустройства и обеззараживания Карасунов.
‒ Мы уже много лет предлагаем сделать аудит всех стоков в озера, разобраться с незаконными врезками, поставить систему очистки. Благоустроенные пляжи с возможностью купания можно было бы организовать на крупных водоемах, ‒ уточняет общественница.
Глобальным же решением проблемы является масштабная модернизация канализационной системы города. Лидер "Помоги городу" считает, что ситуацию может поменять только подключение к федеральным программ для финансирования масштабных инфраструктурных проектов.
мэр Краснодара Евгений Первышов. Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Отметим, что еще в прошлом году мэр Евгений Первышов заявил, что строительство и реконструкция только лишь ливневой канализации в Краснодаре оценивается в 30 млрд рублей. Из-за высокой стоимости работ решить проблему за счет бюджета города градоначальник не считает возможным.
‒ Необходимо строить новые и реконструировать старые сети коммуникаций. Программы должны быть приняты на уровне Государственной думы. Они должны быть связаны воедино с теми проектами, которые уже реализуются, с партийными и национальными. Надо создавать его подпрограмму, чтобы помочь Краснодару и другим муниципалитетам реконструировать сети, — прокомментировал мэр.
Проблема загрязнения Кубани стала темой мартовского заседания дискуссионного клуба "Особняк", проводимого Общественной палатой города. В частности, на нем выступали Мирослав Валькович и советник мэра Александр Водяник, для которого это публичное мероприятие оказалось последним. Он скончался 8 марта.
На мероприятии 7 марта Александр Водяник вместе с Мирославом Вальковичем предложили реализовать в водоемах Краснодара систему водных садов, также называемое биоплато. Это искусственно созданные очистные системы, состоящие из специально подобранных растений и водорослей, а также дренажных механизмов, через которые происходят процессы фильтрации, осаждения, поглощения и адсорбции.
— Во многих странах схема живой очистки воды уже давно себя зарекомендовала, — рассказал Александр Водяник. — В России проект "Водные сады" пока реализован только в Казани.
На встрече была предложена идея фитофильтрации Затона с помощью высадки фильтрующих растений.
Впрочем, участники дискуссионного клуба пришли к выводу, что в ближайшее время создание полноценного пляжа возможно только на Старой Кубани.