30 декабря 2019. В 2019 году на Кубани властями и инвесторами заявлялось о нескольких крупных проектах, реализация которых оценивается в миллиарды рублей, но обещает сделать жизнь жителей края комфортнее и удобнее. Однако далеко не все грандиозные задумки в прошлом году смогли выйти на этап реализации и пока так и остались "на бумаге". ТОП-5 самых значимых для Кубани и кубанцев проектов, которые в перспективе могут быть воплощены в жизнь или уже начали осуществляться – в обзоре ИА KrasnodarMedia.
Наземное метро в Краснодаре
О "наземке" в Краснодаре начали мечтать еще несколько лет назад. Впервые проект наземного метро для перевозки пассажиров внутри города презентовали в столице Кубани 22 декабря 2016 года. Он подразумевал организацию шести линий, на которых будут курсировать электропоезда, и 38 станций.
Наземное метро в Краснодаре. Фото: Антон Балашов
Несмотря на горячий прием кубанцев и поддержку со стороны города и края, спустя некоторое время реализация проекта "забуксовала". Лидер проекта "Наземка" Евгений Змиев на своей странице в социальной сети написал "Проект "Наземка" в Краснодаре жив и здоров, но по-прежнему находится "в отпуске". Евгений Змиев призвал горожан не "разводить панику" и не "хоронить" перспективный проект наземного метро, в задачи которого входит спасение города-миллионника от пробок.
В феврале 2019 года о реализации проекта наземного метро на открытии железнодорожного обхода Краснодара заявил глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Губернатор выразил уверенность, что благодаря переносу грузового движения из Краснодара, есть возможность совместно с РЖД реализовать проект наземного метро.
В марте Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев в соцсетях опубликовал карту проекта наземного метро в Краснодаре и сообщил об этапах его исполнения. Реализация проекта, по словам губернатора, потребует строительства дополнительной инфраструктуры.
"Стоимость огромная, но, когда проект полностью реализуют, это станет скачком в транспортном развитии целой агломерации в центре Краснодарского края", — подчеркнул глава региона.
Новость о запуске "наземки" в кубанской столице была тепло встречена кубанцами: многие жители района обрадовались, что в Краснодаре заработает внутригородское железнодорожное сообщение.
Строительство нового аэропорта в Краснодаре
В феврале 2019 года на инвестфоруме в Сочи Международный аэропорт Краснодар презентовал проект нового мультимодального транспортного узла в кубанской столице, который объединяет авиационный, железнодорожный, автобусный, городской и автомобильный транспорт. Ключевой объект комплекса – терминал аэропорта.
Строительство нового аэропорта в Краснодаре. Фото: Пресс-служба Международного аэропорта Краснодар
Как сообщало ИА KrasnodarMedia, реализация проекта нового транспортного узла с аэропортом в Краснодаре планируется в 3 этапа, суммарный объем инвестиций составит почти 100 млрд рублей, срок реализации проекта – более 10 лет. Ожидается, что к 2030 году пассажиропоток вырастет до 8 млн пассажиров, а количество создаваемых рабочих мест достигнет более 40 тыс. человек.
Многие кубанцы составили представление о новом транспортном узле по видеоролику, размещенному в популярных городских пабликах. Масштаб проекта пользователей Сети впечатлил.
Реализация проекта уже стартовала. Об этом управляющий директор аэропорта Дмитрий Кириченко рассказал во время планёрки в мэрии краевого центра, поделившись деталями мастер-плана нового авиаузла, работы по формированию которого уже завершены. Планируется, что собственник потратит на реконструкцию 16 млрд рублей, еще 4,6 млрд рублей выделит федеральный бюджет, а более 3,3 млрд рублей инвестируют городская и региональная казна.
Канатное метро
Проект создания канатного метро в кубанской столице был официально презентован в Сочи на Инвестфоруме администрацией Краснодар в феврале 2018 года.
В декабре 2017 года эксперты австрийской фирмы "Доппельмайр" (Doppelmayr), специализирующейся на строительстве и обслуживании по всему миру систем канатных дорог, посетили кубанскую столицу и познакомились с наработками создания "канатного метро". На рабочей встрече в мэрии были озвучены предварительные итоги исследования, заказанного инициаторами "канатки" экспертам-аналитикам. Вскоре была опубликована предварительная схема канатного метро с девятью остановками в Краснодаре. Общая протяженность предлагаемого маршрута 36 км: 29 км — протяженность самого "кольца", 7 км — пересекающая его линия.
Канатное метро. Фото: Пресс-служба администрации Краснодара
Идея канатного метро неоднократно подвергалась критике общественников, поэтому многие жители Краснодара проект "похоронили", в том числе и из-за "космической" стоимости его реализации.
Однако, в декабре 2019 года стало известно, что Совет директоров Нового банка развития БРИКС в Шанхае одобрил предоставление технической поддержки проекту канатного метро в Краснодаре. Деньги пойдут на консультации и подготовку технической документации стройки. А сумма финансирования составит $400 тысяч (в пересчете на российскую валюту 25,6 млн рублей).
Канатное метро. Фото: Пресс-служба администрации Краснодара
Ремонт кинотеатра "Аврора"
Символ кубанской столицы был построен в 1967 году. В 2015 году краснодарский кинотеатр "Аврора" закрыли на реконструкцию. Позже контракт с подрядчиком был расторгнут: вместо реконструкции кинотеатра "Аврора" он довел его до плачевного состояния. "Вернуть к жизни" старейший символ Краснодара вызвался кубанский предприниматель и меценат Сергей Галицкий по концессионному соглашению.
Ремонт кинотеатра "Аврора". Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края
В конце марта 2019 года, предусмотренная по закону процедура заключения концессионного соглашения по "Авроре" была запущена. В соответствии с ним инвестор обязуется провести мероприятия по сохранению объекта культурного наследия и вложить 2,8 млрд рублей собственных средств в его реконструкцию. Планируется, что после реконструкции "Аврора" станет современным киноконцертным комплексом для проведения досуга жителей города.
Проект реконструкции символа Краснодара, скорее всего, будет успешно реализован.
Проект Путина – перенос дороги с черноморского побережья
Строительство новой железнодорожной линии и автомобильной дороги в Сочи вдали от побережья Черного моря — предложение Президента России Владимир Путина, которое он озвучил во время визита в Краснодарский край в конце декабря 2019 года.
Проект Путина – перенос дороги с черноморского побережья. Фото: Сергей Ланин
Владимир Путин заявил, что отодвинуть железную дорогу от побережья Черного моря в районе Сочи – это стратегическая задача, и поручил Министерству транспорта РФ просчитать стоимость проекта.
В популярных кубанских пабликах развернулись горячие "баталии" — кубанцы спорят насколько целесообразно строительство новой железнодорожной линии и автомобильной дороги в Сочи вдали от побережья Черного моря, которое предложил осуществить Президент. В своих мнениях о проекте пользователи Сети не единодушны: одни считают идею главы государства перспективной и своевременной, другие – уверены, что "двигать" дороги нет нужны, так как железнодорожные линии и серпантин на побережье – это "фишка" кубанских курортов.
Несмотря на частные оценки, у проекта по переносу железнодорожной линии с черноморского побережья, пожалуй, самые высокие шансы на реализацию.