Окутавший весь мир коронавирус и последовавший за ним планетарный экономический кризис затронули большинство отраслей экономики. Но пока одни фиксируют ущерб или даже задумываются о банкротстве, другие подсчитывают барыши и строят планы на успех в будущем. Об ударниках производства времен коронавируса ИА KrasnodarMedia расспросило экспертов-экономистов.
Александр Полиди, профессор, бизнес-консультант
Кто наиболее востребован на рынке в период кризиса? Это разнообразные сервисы доставки. Впрочем, востребованы и курьерские службы в целом.
Кроме того, рыночное присутствие расширили маркетплейсы.
Еще в выигрыше оказались так называемые магазины у дома. Небольшая розничная продуктовая торговля последние годы испытывала серьезное давление со стороны ретейла. Однако в условиях карантина маленькие магазины в многоэтажках стали крайне востребованными у живущих по соседству граждан.
А в перспективе должны выиграть компании, предоставляющие медицинские услуги (как эстетические, так и плановые). Спрос никуда не делся, и он будет реализован после окончания карантина.
Дмитрий Гарматюк, финансист и частный инвестор
Конечно же, среди отраслей выгоду от пандемии — получили фармацевтика, производство антисептиков, онлайн-услуги по образованию, интернет-провайдеры, стриминговые сервисы. Сейчас они на слуху.
Но мне хотелось бы рассказать о более "приземлённых", классических отраслях промышленности, которые смогут получить выгоды от текущего кризиса. Первое — производители консервов и замороженных овощей. Уже сейчас можно увидеть много роликов, как кубанские фермеры испытывают сложности с реализацией урожая из-за нарушенных логистических цепочек и падения спроса.
Главная проблема – свежие овощи и фрукты дорого хранить и они быстро портятся, при этом, при переработке (консервировании, заморозке) сроки хранения практически неограниченные. И если компании переработчики воспользуются ситуацией и купят урожай у фермеров по низким ценам, то в долгосрочной перспективе (после снятия карантина и восстановления потребительского спроса) получат дополнительные доходы, ведь себестоимость их продукции уменьшится. А значит, вырастет маржа.
Следующая отрасль: логистика и хранение. Это могут быть как холодильники, так и складские комплексы. Но стоит отметить, что рынку сейчас нужен не ангар старого завода (где единственное преимущество – наличие крыши и стен), а автоматизированный логистический центр, который можно использовать под центр сортировки заказов из крупных онлайн-магазинов.
И последняя выигрывающая отрасль – производство материалов для хранения и упаковки продукции. Во многом их перспективы связаны с отраслями, которые уже упоминал выше. Консервные заводы нуждаются в банках, а увеличение заказов в интернет-магазинах приводит к росту рынка коробок из картона, пакетов.
Роман Иноземцев, экономист
Если выделять отдельные отрасли, то в выигрыше, прежде всего, будут производители медицинских товаров: у них огромные заказы, им оказывается помощь государства. И речь не только о фармацевтики, но и, например, о швейных фабриках, которые переключились на массовое производство масок.
Впрочем, можно говорить и об определенных качествах компаний из разных сфер, которые по итогу останутся в плюсе или пострадают меньше конкурентов.
В выигрыше по итогам кризиса останутся те, чьи сбытовые каналы не пострадали, у кого был лучше финансовый менеджмент и маркетинг, кто сумел адаптироваться и приспособиться к кризису и карантину (например, наладить онлайн-торговлю или дистанционное предоставление услуг). В числе прочего, это касается тех, кто работает с торговыми сетями.