В 2020 году в Краснодарском крае на различной стадии реализации находится 15 крупных проектов в дорожной отрасли. Протяженность трасс, которые будут построены или отремонтированы по этим проектам, составляет более 193 километров. "С нуля" построят более 95 км дорог. Также, в регионе планируется реконструировать восемь мостовых переходов. Ранее губернатор Кубани Вениамин Кондратьев отметил, что объем дорожного фонда края сегодня составляет 37,7 млрд рублей. Это почти в три раза больше, чем пять лет назад. Какие масштабные изменения ждут дорожную сеть Краснодарского края в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в том числе, и краевых программ – в материале ИА KrasnodarMedia.
Идем в обход
Один из самых масштабных проектов – новая объездная дорога Тимашевск — станица Полтавская. Протяженность новой дороги составит 14,67 км. Сейчас власти занимаются изъятием земельных участков, необходимых для строительства новой трассы. Ранее краевые чиновники сообщили, что уже выданы технические условия на переустройство магистральных газопроводов. Госэкспертиза одобрила четыре этапа проекта из пяти. С просьбой построить объездную трассу жители обратились к губернатору во время одной из его прошлых поездок в муниципалитет. Новая дорога позволит решить проблему с пробками в районе ж/д переезда, а также в целом снизит транспортную нагрузку на город, которая возникла после открытия Крымского моста.
– Объезд Тимашевска жители ждут давно. Осенью должны начать строительство. Этот вопрос мой заместитель и глава района держат на контроле, – акцентировал ранее Вениамин Кондратьев.
В мае край планирует приступить к процедуре торгов. Завершить строительство предполагается в конце 2023 года. Объект обойдется в 11,6 млрд рублей.
Обход станицы Варениковской — еще один дорогостоящий и важный проект. Необходимость его реализации вызван тем, что в связи с открытием Крымского моста большегрузы идут через Варениковскую. Необходимо убрать транспорт, а кроме этого обход позволит туристам ехать прямым сообщением по трассе Джигинка-Анапа. Планируется, что обход будет двухполосным с тремя двухуровневыми развязками. Протяженность – более 16,2 км, предварительная стоимость – 10,1 млрд рублей. Проектировать его начнут ближе к концу года.
Еще одна новая дорога в четыре полосы, длинной более 16,65 км: станица Стародеревянковская — станица Ленинградская — станица Кисляковская. Её строительство уже начато, одобрено четыре из пяти этапов проекта. Здесь планируется строительство трех двухуровневых развязок. Стоимость объекта оценивается в 8,7 млрд рублей. Завершить строительство должны в 2021 году.
Начаты проектные работы по еще одному важному объекту, которые возведут в поселке Афипском – дорога в 3,5 км позволить исключить пересечение с федеральной трассой и железной дорогой. Это сейчас и является проблемой для жителей поселка, которые могут выехать из него только на федеральную трассу. Дорогу оснастят путепроводом и развязкой в два уровня. К концу года завершатся проектные работы по этому объекту, в следующем году начнется строительство. Стоимость дороги – 1,6 млрд рублей.
Масштабной реконструкции подвергнется дорога Краснодар-Ейск – она примкнет к строящемуся Дальнему западному обходу. Таким образом трафик транзитного транспорта будет сразу двигаться в сторону Крымского моста минуя Краснодар. Участок, который реконструируют, имеет протяженность в 23 км. В "переделку" включат новый въезд в станицу Медведовскую и путепровод через железную дорогу в станице Старомышастовской. Проект оценивается в 11,1 млрд рублей. Работы начались еще зимой этого года. К началу следующего будут готовы первые 10 км объекта. А полностью трассу планируют сдать в 2022 году.
Дорога, протяженностью более 13 км на участке станица Нижегородская — поселок Мезмай — Лагонаки, проектная документация, по планам краевых властей, будет готова уже в конце этого года. С ее введением краснодарцы смогут ездить в Лагонаки по территории Кубани, а не через Адыгею как сейчас. Новая трасса сможет дать курорту Лагонаки "второе дыхание" и дополнительные возможности для его развития.
И, пожалуй, самый значимый проект в регионе — строительство Восточного подхода к Краснодару. Транспортный коридор будут создавать по ул. Тихорецкой — от ул. им. Володарского до федеральной трассы "М4-Дон".
Проектирование Восточного подъезда к Краснодару разбито на 8 этапов: 4 из них — в ведении администрации города, ещё 4 — в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Напомним, Восточный подход соединит улицы Володарского, Шевченко, Восточно-Кругликовскую в районе стадиона "Краснодар" — здесь запланирован подземный пешеходный переход, Тихорецкий мост, улицу Тихорецкую — с выездом в поселки Индустриальный, Лорис, Знаменский, Новознаменский, а также развязку на трассе М4 "Дон". По проекту здесь также выполнят подъезд к новому аэровокзальному комплексу со стороны трассы Краснодар — Кропоткин в районе ст. Старокорсунской. Таким образом, в планах проложить 36,05 километра дорог. Здесь возведут восемь развязок и три путепровода. Стоимость объекта предварительно оценивается в 22,6 млрд рублей.
Соединяя берега
В 2020 году на Кубани за 1,3 млрд рублей планируется реконструировать восемь мостовых переходов, три – капитально отремонтировать и еще один строить. Самый масштабный проект межрегионального значения – возведение "дублера" Яблоновского моста, соединяющего Краснодар с Тахтамукайским районом Адыгеи. Работа ведется в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Завершить ее намечено в 2024 году, общий объем финансирования составит порядка 7,2 млрд рублей. В текущем году на строительство предусмотрено 974 млн рублей, из них 564 млн рублей – средства федерального бюджета.
Новый Яблоновский мост строится вблизи от действующего двухполосного, который уже не справляется с возросшей нагрузкой. Он станет продолжением краснодарской улицы Захарова. Длина сооружения составит 400 метров. Мост будет иметь по две полосы в каждом из направлений, тротуар и велосипедную дорожку, – рассказали ранее в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Кубани.
Также в этом году намечено завершить капремонт трех мостов: через реку Мирнушка на автодороге Майкоп–Туапсе, через реку Цеце на дороге станица Кубанская – станица Саратовская и через реку Полтавский Ерик на дороге хутор Трудобеликовский – станица Полтавская. По этим объектам общее финансирование на 2020 год составляет 106,7 млн рублей.
Восемь мостов до конца года планируется реконструировать. Они проходят через ручей в Апшеронском районе, через канал Неволька в Лабинском районе, через реку Большое Псеушхо в Туапсинском районе и через один из каналов в Абинском районе. Четыре перехода находятся на территории Горячего Ключа и проходят над реками Балка Шкелюк, Камышаная Балка, Цеце и Кура-Цеце.
На реконструкцию в этом году предусмотрено в общей сложности 296,5 млн рублей.
Отметим, что мосты через реку Большое Псеушхо и Кура-Цеце включены в дорожный нацпроект.
Трансформировать деньги в результат
Осенью прошлого года стало известно, Кубань вошла в ТОП-10 регионов РФ с самыми качественными дорогами. Как следует из материалов Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в Краснодарском крае доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, составляла 68,5%.
По этому показателю Кубань занимает восьмое место в России, а среди регионов Южного федерального округа – первое место. За год доля качественных дорог в регионе выросла на 0,4 процентных пункта, а за 10 лет — в 1,6 раза.
Вопросы строительства новых трасс и ремонта существующих обсудили в марте этого года на краевом планерном совещании, которое провел глава региона Вениамин Кондратьев. Губернатор отметил, что объем дорожного фонда Кубани сегодня составляет 37,7 млрд. рублей. Это почти в три раза больше, чем пять лет назад.
– Это огромный объем средств, который наш край никогда не видел. Мы должны максимально этот финансовый показатель трансформировать в реальный результат, наращивать объемы ремонта и строительства дорог, – сказал Вениамин Кондратьев.
Всего с 2015 на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения из дорожного фонда было направлено порядка 23,5 млрд рублей. Это на 4 млрд рублей больше, чем за предыдущие 11 лет.
Необходимо отметить, что увеличение финансирования позволило, прежде всего, изменить тип ремонта. Если раньше 40% всех работ – это были дороги в гравийном исполнении, то в этом году речь идет только об асфальтовом покрытии. Даже если это небольшие населенные пункты в сельской местности.
Так например, центральную улицу сочинского села Зубова Щель отремонтируют в рамках дорожного нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" по просьбе местных жителей. Уже ликвидированы просадки и уложен верхний слой покрытия из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона. В ближайшее время дорожники укрепят обочины, установят дорожные знаки и нанесут разметку.
В Сочи в рамках национального проекта в этом году отремонтируют 85 объектов. На эти выделено 830 миллионов рублей из всех уровней бюджета. Такая сумма будет направляться на приведение дорог в нормативное состояние в сочинской агломерации вплоть до 2024 года.
В Новороссийске в этом году отремонтируют 39 объектов. На реализацию нацпроекта в этой агломерации из федерального, краевого и местного бюджетов выделено 550 млн рублей.
Добавим, что в целом в крае на реализацию нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в трех агломерациях – Краснодарской, Новороссийской и Сочинской — в этом году выделяется 3,38 млрд рублей. До конца года в порядок приведут 194 объекта общей протяженностью 180 км. Также в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в этом году на трассах Краснодарского края установят 225 новых камер.
Напомним, в прошлом году в Краснодарском крае было отремонтировано 137 участков дорог общей протяженностью более 250 км. Все работы завершили досрочно.
Резюмируя, стоит отметить, что дорожная отрасль Кубани никогда прежде не подвергалась таким масштабным изменениям, как за последние пять лет — именно такой срок Вениамин Кондратьев находится на посту главы администрации Краснодарского края.
В 2014 году в крае было отремонтировано и капитально отремонтировано 1042 км дорог регионального значения.
В 2015 – 718,6 км.
в 2019 – 1 416 км.
Цифры по строительству дорог также впечатляют.
В 2014: в крае введено 3 объекта, протяженностью 100 метров (мосты).
В 2015 – в крае введено 5 объектов протяженностью 2,9 км (дороги и мосты),
В 2019 в крае введено 11 объектов протяженность 16,4 км.
Объём дорожного фонда непрерывно растет: в 2014 он составил 15,9 млрд рублей, в 2015— уже 13,7 млрд. А в 2019 достиг рекордной суммы в 37,7 млрд рублей.