Второй по величине продуктовый ретейлер "Магнит" опубликовал операционные результаты за третий квартал 2019 года. "Магнит" потерял 50% прибыли и отказался от открытия 300 магазинов. Распродажа непопулярных товаров уронила маржу "Магнита", сообщает газета "Ведомости". О том, что переход на промо – вынужденная мера и о том, что происходящее может стать предвестником дальнейших потрясений на рынке сетевой торговли в России – корр. ИА KrasnodarMedia рассказали экономисты и Роман Иноземцев и Евгений Змиев.
Падение роста
Второй по величине продуктовый ретейлер "Магнит" опубликовал операционные результаты за третий квартал 2019 года. Чистая прибыль компании за отчетный период сократилась в годовом сравнении в 2,3 раза и составила 3,25 млрд рублей. При этом EBITDA (аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) за третий квартал снизился на 9%, до 19,78 млрд рублей, а рентабельность по EBITDA сократилась с 7% до 5%, отмечает интернет-издание "Моллы.Ру",
Выручка "Магнита" росла быстрее, чем у "Ленты", но медленные чем, у X5. Товарооборот мультиформатного ретейлера в период с июля по сентябрь 2019 года составил 342,58 млрд рублей, увеличившись на 10,5%.
За прошедшие три месяца компания открыла 613 магазинов, в том числе 424 продуктовых точки. Кроме того, "Магнит" отчитался о проведении реконструкции в 214 действующих магазинах формата "косметик". Однако стало известно о снижении плана по запуску новых магазинов: по итогам года "Магнит" откроет 1 200 вместо 2 500 магазинов "у дома", 1 200 вместо 2 000 аптек, а также 1 200 магазинов в формате "косметик".
Пора горячих скидок
Распродажа непопулярного ассортимента заметно сказалась на финансовых результатах "Магнита". Валовая рентабельность за III квартал сократилась с 23,5% год назад до 22,4% в июле-сентябре 2019-го, сообщает газета "Ведомости".
"Сокращение EBITDA на 124 базисных пункта год к году обусловлено распродажей товаров пассивной матрицы, начислением резервов по долгосрочной̆ программе мотивации и ростом операционных расходов", – объяснил ретейлер, на которого ссылаются столичные журналисты.
Появившиеся цифры оказались хуже ожиданий аналитиков. Консенсус-прогноз "Интерфакса" предполагал рост EBITDA на 3,1% до 22,4 млрд рублей и ее рентабельность на уровне 6,5%.
"Магнит" избавлялся в III квартале от "пассивного стока", чтобы дать место новому ассортименту, пояснил "Ведомостям" его гендиректор Ян Дюннинг. Ретейлер распродал около половины, отметил он: "Пассивный сток" никогда не будет на нулевом уровне, но избавиться еще от 10–30% было бы отлично".
В IV квартале влияние от продажи такого ассортимента уже не будет таким же сильным, как в третьем, прогнозирует Дюннинг: распродажа оставшихся товаров, скорее всего, уже не потребует настолько больших скидок, как раньше.
Распродажа непопулярных товаров проходит в виде промокампании, поэтому доля промопродаж в выручке выросла до 31% при нормальном уровне для магазинов у дома около 20–25%, говорит Дюннинг. "Но за вычетом распродажи "пассивного стока" уровень промо был у нас на уровне конкурентов", – уверяет он.
Негативный тренд
По мнению некоторых экспертов, негативные тенденции в развитии "Магнита" – долгосрочны и связаны не только с действиями "Магнита", но и в целом с негативной ситуацией.
– Ситуация с высокой долей промотоваров – не только проблема "Магнита". Этой "болезнью" сейчас страдает большинство ретейлеров. В сентябре этого года компания Nielsen опубликовала исследование, из которого следует, что доля промо в продажах российских ретейлеров превысила 50% в деньгах. Вопрос в методологии подсчетов. "Магнит" заявляет, что число промтоваров у них составляет 31%, "Пятерочка" говорит о еще меньших цифрах. Но из исследования Nielsen можно сделать вывод, что эти показатели занижены. Причем годом ранее, по данным экспертов аналитиков, доля промо была примерно на 10 % меньше, – рассказывает Роман Иноземцев.
То, что продажи в торговых сетях растут исключительно за счет промотоваров и экстенсивного роста (освоения новых территорий) – это тенденция последних нескольких лет, считает эксперт. По его словам, сложившаяся ситуация стала закономерностью. А системные проблемы "Магнита", как и его конкурентов – давно не новость для экспертов. Появление нынешней статистики – лишь часть общей тенденции, которую наверняка отслеживает руководство общероссийской компании из Краснодара. Ставка на распродажи давно стала частью стратегии компании, уверен экономист.
Но вот для держателей акций торговой сети публикация статистики – действительно печальный звоночек, уверен эксперт. По его данным, в настоящий момент на рынке любой негатив по "Магниту" воспринимается близко к сердцу, а большинство позитивных новостей игнорируется.
– Впрочем, дело не только в "Магните". Причина проблем этого и других ретейлеров – формальная стагнация (и фактическое падение) доходов населения. Причем, самое интересное, что сейчас активно растут доходы у богатой части россиян, а падают у среднего класса и бедных. У массового покупателя очень большие проблемы с платёжеспособностью. Соответственно, сейчас очень сильно страдают сетевики, рассчитанные на массового покупателя. Поэтому у них и выпирает доля промо, а финансовые показатели системно ухудшаются. Никаких факторов для того, чтобы тенденция переломилась, а доходы населения стали расти – я не вижу, – отмечает Иноземцев.
По мнению экономиста, нынешняя новость о потере "Магнитом" 50% прибыли может быть предвестником серьезного кризиса у ретейлеров РФ, который может повлиять как на ситуацию на рынке в целом, так и значительно снизить налоговые отчисления в казну Краснодарского края от "Магнита". Ведь последний и так недавно утратил статус основанного налогоплательщика региона.
Стратегические трудности
Свое мнение по поводу происходящего с компанией имеет профессиональный эксперт в области управления организациями и бизнесом, член советов директоров российских компаний Евгений Змиев.
– Рост выручки "Магнита" при одновременном снижении прибыли говорит о снижении экономической эффективности работы компании. Это серьезный звонок менеджменту и совету директоров: что-то после двукратной смены первых лиц (Галицкого и Наумовой) продолжает идти не так и тренд на углубление кризиса налицо. Среди причин здесь можно говорить и об уходе от первоначальной бизнес-модели самых низких цен, и о слабости топ-менеджента, и прорыве конкурирующих сетей в домашний регион, и о проигрыше массе одиночных частных магазинов у дома, и о забюрократизированности системы управления крупной компанией, и о неэффективности системы мотивации, – считает Евгений Змиев.
Но также в числе главных проблем ретейлера эксперт называет ситуацию с фактической нерешенностью советом директоров и акционерами вопроса миссии компании на современном этапе её существования. Отсюда такие хаотичные и противоречивые рывки компании в разные стороны, негативно оцениваемые инвесторами, считает экономист.
– Да, можно сказать, не один "Магнит" испытывает сейчас трудности. Здесь сказывается и общерыночная конъюнктура, и негативный тренд покупательной способности россиян. Но ни одна другая сеть так не близка к опасной черте коллапса, что отразилось в кратном падении стоимости акций компании. И пока, к сожалению, компания не отошла от этой черты в безопасную зону, – делится своим мнением Евгений Змиев.