Год назад за парты школ краевого центра сели более 136 тыс. юных горожан. В этом году их число снова увеличится, поскольку население Краснодара продолжает расти, а его социальная инфраструктура не всегда успевает за переменами. О переполненности учебных заведений говорят эксперты, а символом трудностей в этой сфере стали 24 первых класса в СОШ № 104. В том, что происходит с краснодарскими школами и как власти решают проблему их дефицита, разбиралось ИА KrasnodarMedia.
Учебный дефицит
О нехватке учебных заведений в кубанской столице говорят не только его жители, но и городские власти. К примеру, о том, что для обучения в одну смену в Краснодаре необходимо построить около 60 школ — в прошлого года на форуме "Гражданская солидарность" рассказал градоначальник Евгений Первышов.
Там же стало известно, что в 2018-м в школы краевой столицы пошли более 136 тысяч учеников – это на 8 тысяч больше, чем в прошлом году. Из них – 16,5 тысяч первоклассников. Всего с 2013 по 2018 годы количество детей, получающих среднее образование, увеличилось на 40 тысяч человек.
Сейчас в Краснодаре действует всего 91 школа. Но к 2040-му году их количество должно вырасти до 211, чтобы сократить потребность муниципалитета в таких заведениях, — считают разработчики генплана для краевого цента.
А с начала этого учебного года в столице Кубани начнут работать четыре новых школы.
Не в буквах дело
В 2019-м столица региона побила собственный всероссийский рекорд годичной давности. К 1 сентября в школе № 93 созданы 24 первых класса: начиная с "А" и заканчивая "Ш". Многие восприняли это как символ переполненности средних учебных заведений регионального центра. Однако муниципалитет считает иначе. В городском департаменте образования прокомментировали ситуацию специально для ИА KrasnodarMedia.
Говорить о проблеме "раздутых" классами школ регионального центра некорректно, уверены в муниципалитете. Значительное количество классов наблюдается лишь в нескольких учебных заведениях (состоящих из пристроек и филиалов), в то время, как в остальных среднеобразовательных учреждениях города их число значительно меньше. В среднем, в каждой краснодарской школе около шести первых классов.
По данным чиновников, среди лидеров по числу первых классов – шесть школ Краснодара, включая СОШ № 93, где одиннадцать первых классов. Есть еще 3 школы, в которых, если судить юридически – классов больше всего, это школы № 66, №71 и №11. Но по факту эти учебные заведения сейчас объединяют по 2 школы каждая.
В случае со школой №71 — у учебного заведения имеются 4 корпуса, плюс к ней относится построенная школа по ул. им. Байбакова на 1550 мест в одну смену, которая примет учеников с началом учебного года. Похожая ситуация в школе №11. Она также объединяет две школы: существующую по ул. Российской и новую школу по ул. им. Героя Аверкиева. Здесь юридически – 28 первых классов; но по факту 4 первых класса в школе по ул. Российской, 24 первых классов в новом филиале школы по ул. им. Героя Аверкиева, которая позже должна стать самостоятельной СОШ №104.
И такая же ситуация в школе № 66. Она объединяет существующую школу по ул. Уссурийской и новое учебное заведение по ул. им. Героя Яцкова, уточнили в пресс-службе ведомства. Здесь юридически – 36 первых классов; но 16 первых классов находится в существующей школе по ул. Уссурийской и 20 первых классов – в новом филиале школы по ул. Героя Яцкова. До конца года последний станет самостоятельной СОШ № 102.
А школа с самым большим количеством первых классов (24), где сформирован первый "Ш", фактически состоит их 6 частей: школы по ул. им. Героя Аверкиева (в будущем школа №104) — 24 первых класса, школы по ул. им. Героя Яцкова (в будущем — № 102) — 20 первых классов, школы по ул. им Байбакова (в будущем – СОШ №103) – 19 первых классов; школы № 66 — 16 первых классов; школы №71 (существующая) – 16 первых классов; школы № 93 — 11 первых классов.
А в совокупности все среднеобразовательные учебные заведения города насчитывают 4849 классов, из которых первых классов в 2019-2020 учебном году – 583.
Социальный конвейер
В главном городе Кубани с 1 сентября откроют свои двери 4 новых, только что возведенных школы. Так, это заведение по ул. им. Байбакова (рассчитано на 1550 мест); школа по ул. им. Героя Аверкиева (на 1550 мест), корпус к гимназии №23 по ул. Бакинской (на 400 мест), корпус к школе №81 поселке Пригородный (на 400 мест).
Накануне мэр Евгений Первышов отметил, в городе запущен мощный "социальный конвейер" по строительству социальных объектов — школ и детсадов. За последние 3 года в региональной столице достроены 7 новых школ. Подготавливаются проекты 6 школ и 6 детских садов.
Городской голова акцентировал, что в среднеобразовательных учебных заведениях сейчас проводят анализ территорий, где возможно строительство новых корпусов.
Масштабной проблеме масштабное решение
Своим мнением о сложившейся ситуации с нехваткой школ поделилась социолог, президент "Общественного центра правовой и социальной защиты населения", зампред Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Ольга Малахова.
По ее словам, факт нехватки школ в Краснодаре объясняется объективными причинами: в 90-е и нулевые годы государство аккумулировало финансовые ресурсы, из-за чего строительство социальных объектов замедлилось или прекратилось вовсе. А в региональных и местных бюджетах (в том числе и в Краснодаре) зачастую просто не было денег на возведение крупных соцобъектов.
– В крае сейчас действительно школ не хватает и будет не хватать в ближайшее время. Однако мы видим, что сейчас и краевые, и муниципальные власти начали решать эту застарелую проблему, – отмечает общественник.
По словам Ольги Малаховой, ситуация осложняется стремительным ростом населения, соответственно, растет и сам город.
– Столица Кубани продолжает расти. Это крупный город с большими возможностями, куда продолжают съезжаться люди, как из края, так и со всей страны. В первую очередь, это молодежь и семьи с маленькими детьми, которые приезжают сюда для самореализации. Соответственно, стремительно растет число детей, которым нужно где-то учиться. Можно констатировать, что на ближайшие годы город будет испытывать большую потребность в новых школах.
Эксперт подчеркивает, что в этой ситуации возникает вопрос с ресурсами: где взять землю и деньги для их строительства.
– Здесь принципиально важно найти новые подходы к решению проблемы. Одним из вариантов этого может быть строительство больших учебных комплексов, где на достаточно большой территории будет выстроена вся новейшая инфраструктура. Такие заведения могли бы принимать население с больших территорий, для чего можно внедрить систему школьных автобусов. Напомню, что по такому принципу в нашей стране ранее уже были созданы и до сих пор функционируют университетские комплексы. В школьном образовании это, наверное, могло бы решить часть вопросов, – подчеркивает эксперт.
По мнению Ольги Малаховой, создание масштабных школьных комплексов позволит не только снять проблему нехватки земли в городе для соцобъектов, но и решить вопрос с недостаточностью финансовых ресурсов. Возможно, строительство одного большого комплекса на 10 – 15 тыс. детей можно реализовать дешевле и качественнее, чем возведение порядка 10 – 15 отдельных школ. Здесь можно будет решить вопрос с обеспечением учащихся литературой, библиотекой, спортивной инфраструктурой (включая бассейны) и так далее, предполагает эксперт.
– Сейчас проблема решается открытием новых корпусов. Но не у всех школ для этого есть довольно обширные территории и не везде можно пойти по такому пути, – отмечает социолог.