Знаток и магистр популярной телевизионной игры "Что? Где? Когда?" Александр Друзь называет себя интеллектуальным игроманом и констатирует: "Пока играю, я живу". Он рассуждает об умении мыслить, рассказывает, что даже без призов знатоки продолжают играть и без призов, и играть азартно. Нужно ли "дрессировать" детей с детства, есть ли место хулиганству в серьезной игре и о многом другом Александр Друзь рассказал корреспонденту "Краснодарских известий" Юлии Симатовой, сообщает ИА KrasnodarMedia.
"Первый магистр игры "Что? Где? Когда?" начал свою игру около 37 лет назад, и с тех пор выступает без перерывов. В нашей "двухсигаретной" беседе (по времени, а так мы не курим) он тоже будто играл, перебивая и обсуждая вопрос еще до его окончания.
— Ученые говорят, что человек свой мозг использует на три процента, вы, наверное, на четыре…
— На самом деле это не совсем так, версия довольно спорная. Природа так распорядилась, что нашему мозгу нужна избыточность: если частично он будет поврежден, то сможет регенерироваться. Процесс сложный. Но в любом случае человек использует свой мозг недостаточно, надо заставлять его работать больше.
— …а если бы еще процентов 10-15 использовать научился, то какие, на ваш взгляд, у человека добавились бы возможности?
— Не уверен, что было бы лучше. Страшила из Изумрудного города просил себе мозги не столько в прямом смысле, сколько в переносном. А ему дали в прямом: острые, которые во время мыслительного процесса все время прокалывали ткань головы и выглядывали наружу. Мозг, если под этим термином подразумевать разум, это нечто, похожее на мышцу, – достаточно ее упражнять, чтобы она могла работать прекрасно и долго. Загружайте мозг работой – чем больше, тем лучше – и живите счастливо.
— Считаете ли вы, что умение мыслить – залог успешности в жизни?
— Безусловно. Только умный не тот, кто все учит и помнит, а тот, кто адекватно воспринимает окружающий мир и умеет так же адекватно реагировать на вызовы, которые ему этот мир предлагает. Я знал многих эрудитов, но при этом они были полными идиотами. Но знал много людей и без образования, и они были успешны именно потому, что умные и правильно воспринимают мир. Другое дело, что образование облегчает восприятие картины мира, но некоторым может и помешать. Ум – это не знания, а умение найти свое место в сложном мире, который окружает человека.
— Вы были первым игроком "Что? Где? Когда?", которого дисквалифицировали за …
— Совершенно незаслуженно. Подсказать команде в элитарном телевизионном клубе практически невозможно. Когда команда играет, она не может выделить специально обученного человека, чтобы он ловил подсказки. Я еще не знал вопроса, когда пытался направить игрока в нужное русло, просто видел, что показывают по телевизору. Но и это мне не удалось, хотя я шептал, как потом оказалось, правильный ответ. Потому что игрок был занят размышлениями, а не восприятием информации. Так в чем вопрос?
— …остается ли место хулиганству в игре?
— Есть такая английская поговорка: "Если джентльменов не устраивают правила игры, то джентльмены их меняют". Конечно, только в определенных пределах. Нечестно бежать марафон по короткой дороге, если он – 42 км 195 метров. Что ты ни придумывай, в этом числе ничего не должно измениться.
— Игра пережила переломный момент, когда наградой победителям стала не книга, а деньги…
— Да, и люди до сих пор думают, что мы играем за деньги. Для телезрителей это так и есть, а вот знатокам ничего не достается, даже к "Хрустальной сове" денежной награды не полагается.
— …поменялось ли отношение? Ушел ли нерв, азарт, кураж?
— Все продолжают играть и без призов, и играть азартно. И думаю, даже если стали бы брать деньги со знатоков, а так тоже было, когда мы играли на свои и не всегда выигрывали, думаю, все равно нашлись бы желающие проверить себя: насколько они соответствуют окружающему миру, насколько они умные.
— Правда, что раньше больше вопросов было на логику, а теперь – на знания?
— Нет, и сейчас на логику, просто круг знаний расширился. С помощью интернета люди стали знать больше. Но очень много вопросов, я их называю пошутилками, из серии "для чего используется вот эта вещь в нашей местности?", ответ на которые знать просто невозможно. К нему можно лишь дойти в размышлениях, но не всегда есть для этого достаточно ступеней.
— У вас две дочери, и обе играют. Стоит ли родителям "дрессировать" детей с детства?
— Дрессировать не надо, надо поощрять то свойство, которое присутствует у всех детей без исключения, – любознательность. У нас в семье железное правило: на любой вопрос ребенка нужно дать ответ. Если сможешь, то сам объясни, если нет – вместе с ним найди информацию. Раньше в словарях или энциклопедиях искали, сейчас в интернете. Но нельзя говорить: "Пойди нагугли", – ведь ребенок не всегда готов воспользоваться текстом: он может быть ему непонятен или, наоборот, найденный источник окажется неверным. Надо приучать с самого раннего детства, что информация – это полезно, чем большим объемом информации ты владеешь, тем легче будет жить.
— В советские времена существовала так называемая техническая интеллигенция. Как вы считаете, реально ли в современном обществе появление новой "технической интеллигенции"?
— Она уже существует, на мой взгляд, – это программисты. Но, как говорил Козьма Прутков, "узкий специалист подобен флюсу". Жизнь настолько широка и многогранна, что не стоит замыкаться на своей специальности. И если ты хочешь жить интересно, то занимайся не только физикой, но и на скрипке играй, как Эйнштейн, к примеру.
— Для любителей игры вы практически бог…
— Спасибо на добром слове.
— …так и хочется спросить вас: а знаете ли вы то, чего не знаете?
— В игре речь идет не о знаниях, а об умениях ими, пусть и небольшими, воспользоваться в игре. И сделать так, чтобы, допустим, из шести небольших знаний появилось одно новое и объемное. Нет никакого удовольствия, когда тебе задают рядовой вопрос, и ты на него отвечаешь "с пальца". А вот когда идет раскрутка вопроса командой, и она получается, то это здорово.
— Вы столько лет в игре, не надоело?
— Пока играю, я живу. Игра мне интересна как феномен, я, можно сказать, интеллектуальный игроман. А вопросы всегда разные, и, самое главное, бесполезно вспоминать, был такой вопрос или нет. Гораздо продуктивнее подойти к нему как к новому, и снова раскрутить", — сообщают "Краснодарские известия".