Лидер отделения КПРФ в Краснодарском крае и депутат Госдумы РФ Николай Осадчий раскритиковал некоторые стороны современного вузовского образования в России, выступая в Госдуме на "круглом столе" по проблемам развития Высшей школы. Депутат отметил и положительные моменты, однако недостатков набралось на несколько пунктов. Основными "болезнями", которыми "страдает" российское образование в наши дни, Николай Осадчий назвал его элитарно-классовый характер, "потогонную" систему по отношению к преподавателям, излишнюю бюрократизацию, а также провал в области социальных целей и смыслов высшего образования, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на пресс-службу КПРФ Краснодарского края.
"Всероссийский женский союз "Надежда России" совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе 24 января 2018 года провел "круглый стол" на тему: "Учиться, учиться, учиться…Бесплатно", приуроченный ко Дню Студенчества.
В своем выступлении Н.И. Осадчий, депутат от Краснодарского края, лидер краевого отделения КПРФ, сказал:
— Уважаемые друзья! Как выпускник Московского университета в 1980 году, не могу не обратить ваше внимание – накануне дня российских студентов – на то, что тогдашняя обычная студенческая стипендия размером 40 рублей позволяла слетать в Краснодар и обратно, да еще и подарки купить – к Новому году. А уж если стипендия была повышенная, 60 рублей, то уже можно было и по московским театрам ходить, и на футбол, и на хоккей. Но то была Советская эпоха, а в последние годы развитие Высшей школы идет крайне противоречиво.
С одной стороны, она получила импульс и доступ к новым современным технологиям. Например, в медицинских вузах появилось новое оборудование, необходимое для обучения студентов, что очень важно для повышения качества образования.
Однако, с другой стороны, Высшая школа переживает ряд взаимосвязанных разрушительных процессов, отражающих ту социальную деградацию, что происходит в российском обществе в целом. Обозначу четыре
таких тенденции:
1) высшее образование все больше приобретает ярко выраженный элитарно-классовый характер;
2) внедрена "потогонная система" по отношению к профессорско-преподавательскому составу – в большинстве вузов;
3) произошла сверхбюрократизация вузовской системы;
4) налицо провал в области социальных целей и смыслов высшего образования.
Теперь – коротко – по каждому из пунктов.
1. В чем проявляется "классовость"?
Масштабы рыночно-платных начал при поступлении и обучении растут. Значит, доступность высшего образования не увеличивается.
Число бюджетных мест остается прежним в последние годы – на уровне 550-600 тысяч. Однако при этом на некоторые специальности бюджетных мест нет вообще, есть только платные формы обучения: например, "государственное и муниципальное управление" во многих вузах.
Таким образом, если проанализировать, чьи дети обучаются по данной специальности, то нельзя не увидеть: это – дети чиновников и всевозможных начальников. Отсекаются "дети из народа". Формируются "чиновничьи династии".
Далее. О двух-ступенчатости высшего образования: деление "бакалавры-магистры".
Первые – по сути, оказываются недоученными специалистами, "недо-специалистами", в которых мало кто нуждается на выходе. Поэтому неизбежно студенты (и их родители) движутся дальше. А дальше – оплати! Хочешь продолжить обучение и получить полноценный диплом – плати. Тем самым из граждан выкачиваются дополнительные деньги. Поневоле приходит мысль: а не для этого ли и задумывалось это деление на две ступени?..
Вопрос: почему сохраняется этот подход, несмотря на то, что данное направление так называемой реформы давно показало свою несостоятельность?..
Необходимо восстановить целостность вузовского образования – качество всех дипломов должно быть единым!
2. В чем проявляется второе противоречие ("потогонность")?
В течение двух десятилетий резко возросла преподавательская нагрузка в учебных часах – при отсутствии пропорционального роста заработной платы. 950 часов – нагрузка, а в среднем 20-25 тысяч получает доцент (со всеми доплатами). Таким образом, при учете сопоставимых условий, по сравнению с советским периодом, нагрузка увеличилась в 2 раза, и зарплата уменьшилась в 2 раза (250 рублей – доцент в 80-е годы).
Когда готовиться к занятиям и на какие средства жить, приобретать литературу, повышать квалификацию? Если бы не различные "приработки", то в вузах уже совсем не осталось бы молодых преподавателей. Но тогда у системы нет перспективы, нет будущего!..
Необходимо добиваться уменьшения планов "по часам" и повышения зарплаты преподавателям – для начала хотя бы по типу "майских указов", до уровня средней по экономике.
Третья разрушительная тенденция — "бюрократизация".
Сегодня имеет место самый настоящий бумажный круговорот – всевозможные отчеты и "модули", учебно-методические комплексы, планы и формы, многостраничные тексты, причем с постоянными переменами требований. Кафедрам и преподавателям некогда работать со студентами, повышать свою квалификацию.
Необходимо добиться, чтобы все эти формы были установлены и зафиксированы соответствующими органами в неизменяемом виде хотя бы на пять лет. Подготовили, сдали, и дальше можно спокойно работать.
И четвертое. Если говорить о целях высшей школы, то нельзя не увидеть еще один системный недостаток – отсутствие ясной стратегии и целей. Советская высшая школа, поступательно продолжая среднюю школу, готовила не только инженера, учителя, врача, юриста, математика, но и советского человека, определенный, желательный для государства, тип личности. Вопрос: кого готовит сегодняшняя Высшая школа?
Сегодня нет четкого понимания и определения целей высшего образования: помните, один из постсоветских министров образования заявил, что советская шуола создавала "творца", а нам нужен "потребитель"? Какой "потребитель" сможет выдержать серьезнейшее геополитическое противостояние, мировую конкуренцию?
Необходимо и четко ответить на вопрос: кому нужно высшее образование – личности или обществу, государству? Воспитание как неотъемлемый компонент – на что оно должно быть направлено?
Казалось бы, при нынешней власти есть вектор государственного патриотизма (Крым, "Бессмертный полк" и так далее), но он весьма формален, и он, этот вектор перечеркивается общим фоном нравственной деградации и отсутствием ориентации информационного пространства на героев. (Пример: недавние танцы курсантов, получившие резонанс в Интернете, в социальных сетях).
Что касается, движение волонтерства, которое идет, развивается на основе вузов, то оно, при всей своей позитивной направленности, не дает и не может дать полного ответа на вопрос о социальной цели высшей школы. А других массовых студенческих движений пока нет…
И последнее – о связи высшей школы с наукой. Да, вузы, всегда были сориентированы на науку, на исследования. Но давайте посмотрим, каков уровень финансирования науки из бюджета.
Возьмем федеральный бюджет 2017 года. В нем на науку (даже без учета инфляции) было отведено меньше, чем в 2014 году, – почти на четверть. А что имеется в бюджете на 2018 год? На научные исследования и разработки (гражданского назначения) запланировано 362, 2 млрд. рублей. При этом в 2014 году на гражданскую науку было выделено из федерального бюджета 437 млрд. рублей.
Далее. На 2019 год – 351 млрд., на 2020 – 346,6 млрд. рублей, то есть снова уменьшение. При этом есть тенденция сокращения расходов на науку и в относительном выражении: в процентах от ВВП в 2018 году они составят 0,371; в 2019 – 0,340; в 2020 – 0,314.
Этого недостаточно. Чтобы раскрутить наукоемкую экономику, чтобы наука давала новые идеи и технологии, нужно, конечно, наращивать государственно бюджетное финансирование.
Где взять дополнительные средства? Я не буду еще раз повторять те предложения, которые многократно наша фракция озвучивала. Деньги в стране есть, но их нужно завести в бюджет. Как? Ну, вот, например, нынешний Президент Российской Академии наук, например, предлагал ввести целевой налог с сырьевых государственных корпораций – на науку. Давайте вместе думать, искать и решать!..", — сообщает пресс-служба КПРФ Краснодарского края.
Это новости Краснодара и Краснодарского края.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Лидер кубанской КПРФ Николай Осадчий: Школа не место получения "услуг", а храм знаний
О предложениях коммунистов по выходу из кризиса рассказал станичникам лидер кубанской КПРФ
Мы надеемся на поддержку кубанцами кандидата в президенты от КПРФ — зампред ЦК партии
О предложениях коммунистов по выходу из кризиса рассказал станичникам лидер кубанской КПРФ
Пополнение в рядах коммунистов Кубани — под красные флаги в этом году встали 270 человек