KrasnodarMedia, 20 января. Ученые Института географии РАН выявили основные препятствия для развития Краснодарской агломерации. По их мнению, проблемы возникли из-за столкновения стандартных управленческих подходов с целым комплексом ограничений — земельных, правовых, административных и национально-культурных. Эти барьеры существуют на территории как Кубани, так и соседней Адыгеи. С исследованием, опубликованным в издании "Известия РАН" (16+), ознакомилось информагентство.
Авторы исследования Ольга Вендина, Александр Шелудков и Антон Гриценко изучали принципы формирования зоны влияния Краснодара. Они анализировали, как определяются границы агломерации и что означают её изображения на разных картах.
Почему агломерация — новый приоритет России
В середине 2010-х годов в России сменилась парадигма пространственного развития: на смену инновационным кластерам пришли агломерации.
Экономист Алексей Кудрин на Петербургском экономическом форуме в 2017 году заявил: "Если Россия хочет как страна остаться конкурентоспособной, то она должна вырастить и создать свои крупнейшие агломерации".
Концепция "20 агломераций", предложенная Центром стратегических разработок, предполагала концентрацию экономического и демографического потенциала в нескольких точках роста. Считалось, что плюсы от создания таких центров перевешивают минусы от усиления регионального неравенства.
Агломерации рассматриваются как крупные рынки труда, центры компетенций и инноваций. Негативные эффекты предлагалось компенсировать за счет развития горизонтальных связей между территориями и социальных программ.
Чем агломерация отличается от обычного города
Вице-президент Фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди пояснила ключевое отличие.
— Агломерация — понятие объективное. Не административное, не политическое. Это когда на определенной территории возникают объективные социально-экономические процессы. Если они распространяются за пределы одного муниципального образования, то мы можем говорить об агломерации, — заключила она.
Создатели концепции видят в агломерациях опору для экономики в условиях глобальной нестабильности. Государству в этом процессе отводилась роль помощника: оно должно было создать благоприятные условия для роста и обеспечить проектам поддержку.
Почему краснодарский проект стал проблемным
Краснодарский край активно включился в общероссийский тренд. Губернатор Вениамин Кондратьев представлял концепцию местной агломерации на инвестиционном форуме в Сочи. Учитывая высокие темпы экономического роста, этот проект мог стать образцом для всей страны.
Исследователи выбрали Краснодар для изучения не случайно. Город быстро растет, а сама агломерация включает территории двух субъектов — Краснодарского края и Адыгеи, которые разделяет река Кубань. Также ученые отметили "очевидное несовпадение" крупных административных границ с реальной жизнью людей.
Однако агломерация, которая по идее должна игнорировать формальные рубежи, сразу же столкнулась с их влиянием. Культурные и этнические границы оказались даже важнее экономических и природных.
Лоскутное одеяло вместо единого целого
Противоречия нашли отражение на картах Института экономики города. Краснодарскую агломерацию изображали то как спрута со щупальцами, то как лоскутное одеяло из восьми муниципалитетов. В него входили районы Краснодарского края и Адыгеи, а также города Краснодар, Горячий Ключ и Адыгейск.
Изначально власти двух регионов, казалось, договорились о совместной работе над инфраструктурой и распределении налогов. Однако к 2018 году в Адыгее усилились голоса "против". Они увидели в проекте угрозу для существования национальной республики и сочли экономические выгоды недостаточными по сравнению с культурными потерями.
Сначала агломерацию, пишут исследователи, представляли как явление, нейтральное к культурным различиям. Её неизбежность сравнивали с расползающимся масляным пятном или даже спрутом. Но ученые подчеркивают: агломерация — не стихийный процесс, а результат урбанизации, которая меняет культуру населения, что не всегда приветствуется.
Как история повлияла на современные планы
Традиционная культура адыгов и болезненные исторические события — Кавказская война, колонизация, мухаджирство и затопление аулов при строительстве Краснодарского водохранилища — стали серьезным препятствием. Сопротивление резко выросло в 2022 году, когда заговорили о юридическом оформлении статуса агломерации.
Несмотря на обещания выгод для всех, в Адыгее проект восприняли настороженно. В итоге Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы вышли из проекта, хотя фактически остаются частью агломерации. На официальных картах возникла "торричеллиева пустота", демонстрирующая, как прошлое влияет на современные реформы.
Даже улучшение транспортной доступности, которое определяет границы агломерации, не гарантирует тесных социальных и экономических связей, отмечают ученые.
Рост есть, но он сталкивается с препятствиями
Сами жители, по мнению исследователей, по-разному воспринимают агломерацию. Краснодар мыслит себя растущим мегаполисом, и многие его жители уверены, что в городе уже живут около трех миллионов человек. Хотя по официальным данным Росстата на 1 января 2025 года, население Краснодара составляло 1 154 885 человек
Однако развитию мешают серьезные ограничения, считаают ученые. Исторический центр находится под защитой из-за своей архитектурной ценности, 42% земель в городе принадлежат федерации, а ближайшие территории на юге отделены границей с Адыгеей.
При этом Краснодар продолжает расширяться. С 2010 по 2020 годы площадь его застройки выросла на 28%. Новое строительство смещается на север и северо-восток, а также в пойму реки Кубань. Малоэтажное жилье строят ближе к водохранилищу, в то время как исторический центр почти не меняется.
Территории за южной границей, включая крупный поселок Яблоновский, растут медленнее, констатируют эксперты. А жители Адыгейска, который находится всего в 40 км, все чаще выбирают для работы не Краснодар, а более далекий Майкоп.
Тупиковая ситуация и поиск выхода
В исследовании говорится: "Фактически мы сталкиваемся с трудноразрешимым противоречием".
Эксперты пишут о том, что если строго следовать административным границам, то логика управления ведет к централизации и подавлению местных инициатив. Если же сделать ставку на саморазвитие, то начинается политическая борьба за ресурсы. В обоих случаях реальная сложная картина подменяется упрощенной, уверены исследователи.
Ученые задаются вопросом, удастся ли преодолеть неудачи и создать общий проект для опережающего развития. И заключают: пример Адыгеи, отказавшейся передавать свои муниципалитеты под контроль агломерации, показывает, что без учета культурных особенностей и мнения населения решить эту задачу невозможно.





Что включает план социально-экономического развития Краснодарской агломерации