В 1950-60-е годы в СССР западная музыка была не просто редким удовольствием, а настоящим дефицитом. Виниловые пластинки, которые сегодня считаются культовыми, в то время были недоступны большинству советских граждан. Их высокая стоимость и запрет на распространение зарубежной культуры сделали их настоящим сокровищем. Но советские меломаны нашли выход — они начали записывать музыку на рентгеновские снимки. Так появилась легендарная музыка "на костях".
Почему винил стал роскошью
В послевоенные годы западная музыка в СССР была под запретом. Власти считали, что она подрывает идеологические устои и пропагандирует чуждые советскому человеку ценности. За продажу или даже хранение зарубежных пластинок можно было получить срок по статье "низкопоклонство перед Западом".
Однако солдаты, вернувшиеся с фронта, привезли с собой трофеи, среди которых были и виниловые пластинки. Эти записи стали объектом вожделения для многих, особенно для молодежи, которая стремилась к новым звукам и стилям. Так появились стиляги — субкультура, которая копировала западный стиль жизни и музыку.
Как появились пластинки "на костях"
Спрос на западную музыку породил подпольную индустрию звукозаписи. Радиолюбители, состоявшие в кружках, начали создавать самодельные станки для копирования виниловых пластинок. Но вместо дорогого винила они использовали рентгеновские снимки.
Рентгенограммы были дешевым и доступным материалом. Их можно было легко достать в поликлиниках, где старые снимки просто выбрасывали. На снимках вырезали круглое отверстие в центре, края закругляли ножницами, и получалась импровизированная пластинка. Запись наносилась с помощью самодельного аппарата, который работал по принципу граммофона, но в обратном направлении.
Подпольная торговля и риски
Пластинки "на костях" нельзя было купить в магазинах. Их продавали фарцовщики — подпольные торговцы, которые прятали свернутые в рулон снимки в рукавах курток или пальто. Сделки проходили в темных переулках, а стоимость одной пластинки составляла 1-1,5 рубля.
Однако за покупку или продажу таких записей можно было получить серьезный срок. Советские меломаны рисковали свободой, но тяга к музыке была сильнее страха. Именно тогда появилось выражение "достать запись на костях", которое стало символом эпохи.
Закат эпохи "музыки на костях"
С появлением катушечных магнитофонов в 1960-х годах необходимость в пластинках "на костях" отпала. Магнитофоны стали более доступными, а запись на пленку — удобной и качественной альтернативой.
По материалам дзен-канала Александра Снитовского (12+).