Биография Екатерины Майковой — жительницы Сочи, оставившей след в истории курорта, может стать основой для душещипательного современного сериала. Героиней литературного произведения она стала еще при жизни — ее образ был прототипом Верочки в романе Гончарова "Обрыв". Для женщины из 19 века ее жизненный путь был нестандартным и вызвал много пересудов: она могла быть примерной женой, матерью троих детей, но сбежала с молодым возлюбленным и родила двух внебрачных сыновей, одного из которых отдала на воспитание чужим людям. О необычной судьбе Екатерины Майковой, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Дама из высшего общества
В Сочи Екатерину Павловну Майкову знают как основательницу первой библиотеки в городе. На курорте она поселилась в 1888 году, после того, как купила участок земли там, где сейчас располагается Приморский бульвар, и построила дом. На первом этаже своего небольшого особняка она открыла библиотеку-читальню. Книги, правда, там выдавали не всем, а только тем, кто заслуживал доверия, по мнению ее хозяйки.
В 1903 году она инициировала создание благотворительного общества, которое занималось помощью рабочим. Малоимущим сочинцам не только помогали одеждой, обувью, деньгами, но и кормили почти бесплатно в дешевой столовой.
В своем доме Екатерина Майкова разрешала жить учительницам, студенткам и студентам, которые не могли себе позволить купить или снять другое жилье в городе. Вокруг дамы, которая некогда была звездой аристократического общества Санкт-Петербурга, в Сочи сформировалось общество любителей литературы. К ней в гости часто приезжал писатель Владимир Короленко.
Дружил с Екатериной Майковой и первый городской врач Сочи Аркадий Львович Гордон. Он позже напишет в своих воспоминаниях о том, что его соседка в откровенных беседах рассказала ему о том, что это с нее Гончаров писал образ Веры в романе "Обрыв".
Роман "Обрыв" — не первый роман в жизни
Роман "Обрыв" Ивана Александровича Гончарова,— автора "Обломова" вышел в 1869 году и наделал много шума. Тема произведения была весьма скользкой, откровенной и рассказывала о переходе русской действительности к новой эпохе.
Роман И. А. Гончарова "Обрыв" — первая публикация (журнал "Вестник Европы", 1869, № 1). Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
Роман повествует о жизни "светского человека" Бориса Райского и перипетиях его отношений с троюродной сестрой Верой, к которой он испытывает романтические чувства. Вера, несмотря на активные ухаживания богатого аристократа, страстью к нему не пылает. Ее избранником стал Марк Волохов — вольнодумец, находящийся под надзором полиции. Отношения влюбленных становятся весьма близкими, но затем Волохов признается, что он притворялся, одев на себя маску страсти. Вера горько раскаивается, что предалась "греху любви".
Роман "Обрыв" Гончаров писал очень долго, почти 20 лет. И сюжетная линия по первоначальному замыслу писателя должна была быть совсем другой, но его так потрясла история друга Владимира Майкова, что он решительно изменил ход романтической истории.
Владимир Майков был популярным в 19 веке писателем, журналистом, переводчиком, а также сыном живописца Николая Майкова и братом поэта Аполлона Майкова. Семья Майковых была очень известной в Санкт-Петербурге, поэтому, когда Владимир женился на скромной девушке из обедневшей дворянской семьи Екатерине Калите, все сочли что она вытащила счастливый билет.
Владимир Николаевич Майков. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
Владимиру было 26 лет, его молодой супруге — всего 16 лет. Они жили довольно счастливо. Екатерина Павловна быстро влилась в круг знакомых знатного дворянского рода Майковых, была тепло принята друзьями мужа, среди которых были Иван Гончаров, Николай Чернышевский, Афанасий Фет, Федор Достоевский и другие.
Вскоре Екатерина Майкова "заразилась" писательством и начала писать повести и рассказы, которые литераторы и издатели того времени считали талантливыми и с удовольствием публиковали. В браке у Майковых родилось трое детей: дочь Евгения, сыновья Валериан и Владимир. Со стороны казалось, что супруги бесконечно счастливы, но спустя 12 лет совместной жизни их брак начал трещать по швам.
Причиной охлаждения чувств Екатерины Павловны стала ее влюбленность в студента Федора Любимова. Она познакомилась с бедным, но гордым молодым человеком свободных, передовых взглядов в 1864 году, когда ей было 28 лет. Он покорил ее своим свободомыслием и диким нравом.
Екатерина Павловна сначала привезла его домой к семье в качестве гувернера для своих детей, а затем сбежала с ним строить новую жизнь. Детей от первого брака Екатерина Павловна оставила с мужем. Он умолял ее вернуться в семью, но она была глуха к его просьбам и с головой ушла в новую реальность, похожую на жизнь в романе Чернышевского "Что делать?".
Гончаров знал все подробности семейной драмы Майковых и запечатлел ее в романе "Обрыв", "узаконив" право женщин на уход из семьи, если умерла старая любовь или пришло новое более сильное чувство.
Не роман, а трагедия
Роман аристократки Екатерины Любимовой со студентом из Сибири длился недолго — чуть более пяти лет. Через три года после начала их любовной связи, у них родился сын, которому отец не пожелал дать свою фамилию. Мальчика записали как Василия Константиновича Константинова и отдали на воспитание чужой женщине Марии Линдблом. Та поначалу рьяно занялась ребенком, открыто назвала его своим незаконнорожденным сыном, но затем перестала о нем заботиться.
В 1869 году Екатерина Майкова с Любимовым стали членами коммуны под Сочи. Во второй половине 19 века в России среди интеллигенции было модным организовывать коммуны — общественные объединения по примеру мастерской героини романа Чернышевского "Что делать?" Веры Павловны. В воздухе витали революционные идеи, многие прониклись идеями утопического социализма.
Юноши и девушки из дворянских семей уходили в "народ", порывая связи с родными, отказываясь от денег. Часто на новую жизнь решались и представители дворянства зрелого возраста. Интеллигенты объединялись и пытались вести новую жизнь: в некоторых случаях выкупали или арендовали участки земли и пытались там жить и вести натуральное хозяйство. Далеко не всегда у них это получалось. Вот и коммуна под Сочи, где жили Майкова и Любимов, была не самой успешной.
К тому же страсть в отношениях между влюбленными стала остывать, Любимов все чаще прикладывался к бутылке, а денег по-прежнему катастрофически не хватало. В 1870 году Майкова порывает со студентом-нигилистом.
Еще один новый роман
После разрыва с Любимовым Екатерина вступает в новый этап своей жизни — влюбляется в ученого— энтомолога Александра Старка, владельца поместья Уч-дере под Сочи. Он был на 13 лет младше Екатерины Павловны, но не смог устоять перед ее обаянием. В 1874 году у них родился сын Эдуард. Когда мальчику было 14 лет, мать оставила его на воспитание отцу и переехала в Сочи.
В Сочи в новый дом к Майковой стал часто приезжать ее четвертый сын, который родился в отношениях с Любимовым. В судьбе мальчика приняла участие подруга Екатерины Павловны — Екатерина Гаршина. Она нашла его в трущобах Санкт-Петербурга, голодного, в грязи, похожего "на звереныша". "Его обмыли, одели, отдали учиться", — позже вспоминала она.
Мальчик отказался очень талантливым. Он окончил петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого общества с золотой медалью, поступил в Петербургский университет, затем в Институт инженеров путей сообщения. В 1894 году он переехал жить на Кубань. Активно участвовал в обследовании региона для выделения участков для переселенцев, проектировал дороги, под его руководством строилось Краснополянское шоссе. В доме своей матери на улице Михайловского он организовал Кавказский Горный клуб, из которого затем "вырос" Сочинский городской музей.
В. К. Константинов и С. К. Старк. Лето 1915 года. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
Умерли мать и сын в один день — 22 июня 1920 года. Отчего умерла Екатерина Майкова — сейчас неизвестно. Василий Константинов был расстрелян без суда и следствия то ли бандитами, то ли сторонниками Советов. Сейчас установить это уже не представляется возможным. В истории Сочи мать и сын оставили глубокий след.
Простому рабочему поручили сыграть вождя мирового пролетариата в кино