В этом году Краснодарский край ждет масштабная избирательная кампания в Законодательное собрание региона, исход которой может скорректировать местный политический "дизайн". Впрочем, на Кубани протекают и другие значимые процессы, оказывающие серьёзное влияние на ее будущее. О том, как будет проходить борьба за власть, и какие перемены ждут политическую систему края, в интервью корр. ИА KrasnodarMedia рассказал директор Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Краснодарского края Геннадий Подлесный.
— Геннадий Иванович, какие важнейшие политические тренды для России и Кубани задал ушедший 2021 год?
— Для этого надо вспомнить главные политические события. Важнейшим из них стали выборы депутатов Государственной думы. Их итоги оказались крайне благоприятными для края, который в нынешнем созыве ГД теперь представляют 20 депутатов. При этом, "Единая Россия" несмотря на тяжелые условия для ведения кампании, одержала уверенную победу: как в крае, так и по стране в целом.
Отмечу, что при всех нареканиях к "партии власти" она обеспечивает для страны главное: сохранение стабильности и развитие. Если бы на выборах победила оппозиция, то мы бы оказались в ситуации политической турбулентности: реальная политическая борьба выплеснулась бы на улицы. А это в условиях жесткого секционного давления и серьезных ковидных ограничений, имело бы для государства и его граждан печальные политические последствия.
Уходящий год обеспечил нам стабильность во внутренней и внешней политике. И это можно считать позитивным итогом не только 2021-го, но и всей последней думской пятилетки. Но мы не должны зацикливаться на этом. Любая консервация хороша до определенного момента. Конечно, нынешняя внутриполитическая ситуация в целом благоприятна для России. Но без дальнейшего усиления общественного влияния на деятельность Госдумы, Правительства РФ и президента страны, мы можем скатиться в эпоху стагнации, которая ослабит страну. Это значит, что властям и обществу нужно искать определенный баланс между стабильностью и развитием. Стабильность должна подкрепляться развитием гражданского общества. При этом, важной проблемой является повышение доверия общества к власти.
— Вопрос, который сегодня волнует многих: возможно ли повторение в России казахского или белорусского сценариев?
— Невозможно, поскольку каждый из них имеет сугубо локальные особенности. Это совершенно разные конфликты.
Например, в Белоруссии мы до сих пор видим, что определенная часть населения ориентирована на Запад, который не скрывает своей поддержки протестов. Это произошло, в том числе, благодаря многолетней политике "многовекторности" Александра Лукашенко, "заигравшегося" с Европой и США. В итоге, в республике долгое время легально действовала сеть правозащитных, прозападных НКО на фоне официального блокирования пророссийских политических сил и организаций. Поэтому в 2020 году случилось то, что должно было случиться. И сейчас "Батька" пожинает плоды своей деятельности.
Что касается Казахстана, то там произошла "разборка" внутри кланов на фоне исторического разделения казахов на три жуза (объединения казахских родов — прим. ИА KrasnodarMedia). Это естественное расслоение было поддержано и определенными западными силами (сейчас пальцем показывают, прежде всего, на Великобританию, хотя приложили руку и другие государства). Однако основным "детонатором" стали социально-экономические просчеты правительства, выведшие людей на улицу. Впрочем, дестабилизирующую роль сыграла и мода на русофобскую политику среди части элит.
В России невозможна ни та, ни другая схема. У нас нет массовых прозападных НКО, которые бы "разогревали" ситуацию. Нет и кланово-племенных разборок на федеральном уровне. Впрочем, в нашей стране имеются свои негативные факторы, которые в случае их развития, способные вывести людей на улицу. И власти надо их учитывать и купировать.
Пока у нас в крае, как и в стране, сохраняется благоприятная внутриполитическая ситуация. И в нынешнем электоральном цикле массовых протестов я не жду. Если в России будет поддерживаться уровень жизни населения хотя бы на нынешнем уровне — в стране останется политическая стабильность. Но в случае резкого падения благосостояния граждан мы быстро выйдем на протестную повестку. Уверен, что российская власть это понимает и оказывает помощь — как бизнесу, так и социально-незащищенным категориям граждан.
— Перейдем к главным событиям 2022-го года на Кубани...
— На Кубани таким событием являются выборы в Законодательное собрание Краснодарского края. Роль Законодательного собрания высока. Оно создает фундамент для реализации губернаторской политики, распределяя бюджетные средства на социальные нужды и краевые программы развития, в целом утверждает бюджет. Поэтому важно, чтобы в новом созыве ЗСК среди депутатов сохранилась определенная преемственность. Но при этом туда должны прийти люди, у которых есть идеи по изменению к лучшему социально-экономической сферы. Те, кто сможет предложить решение застарелых социальных проблем края: нехватка детсадов, школ, высокооплачиваемых рабочих мест, переработка и рекультивация мусора, и других.
Благодаря изменениям регионального законодательства, принятым в конце прошлого года, на выборах нас ждет интересная, и даже, в чем-то парадоксальная ситуация. Новые правила избрания депутатов предполагают уменьшение числа списочников до 25 человек, и расширение количества одномандатников до 45. Количество округов вырастет на 10 единиц, что является серьезным новшеством для политической системы региона. Это должно увеличить конкуренцию на выборах.
Значительный рост населения края привел к тому, что количество избирателей в одномандатных округах не изменится, несмотря на их численное увеличение. Округа будут "нарезаны" в пределах 100 — 110 тысяч избирателей. А вот затраты на выборы станут больше. И этот тренд распространяется не только на одномандатников, но и на списочников.
— Чем будут отличаться нынешние выборы от предыдущих в 2017-м году?
— Реальная борьба за мандаты усилится как в одномандатных округах, так и среди списочников. Общее подорожание всего и вся "потянет" за собой и рост финансовых и иных ресурсных затрат на проведение избирательных кампаний. Серьезные, конкурентные кампании потребуют больших финансовых вливаний. В том числе из-за увеличения техногенности выборных технологий.
Нынешняя кампания, как и выборы предыдущих двух лет, будет проходить в условиях противоэпидемиологических ограничений. Но это лишь усилит уже имеющийся тренд на перенос основной агитации в интернет-пространство. Сейчас традиционные методы агитации работают плохо. Если раньше кандидаты тратились в основном на печатную агитацию и рекламу по телевизору, то теперь основные траты будут идти на продвижение в соцсетях и мессенджерах.
Отчасти это связано и с изменением портрета избирателя. Интерес к выборам повысился у молодежи, к которой кандидатам требуется найти свой подход. И игнорировать эту тенденцию нельзя. Но и так называемое "старшее поколение" меняет способы "потребления информации". Теперь привлечь к себе повышенное внимание за счет сканвордов и красивых листовок у кандидатов уже не получится.
В целом нас ожидает увеличение количества "продвинутых избирателей" разных возрастов. Это будут те люди, которые доверяют медийному контенту больше, чем живому общению с кандидатами. Причем, просто записать и выложить яркие рекламные ролики уже не получится. Вполне возможно, что под ними появятся тысячи негативных комментариев, которые и будут учитывать избиратели. Штабам кандидатов придется учиться работать в новых условиях. И даже изобретать новые приемы агитации "на ходу".
Следовательно, новые условия ведения кампаний потребуют дополнительного финансирования именно этого аспекта. Также кандидатам будут нужны специалисты, умеющие работать с новыми форматами и передовыми технологиями. А таких людей у нас немного.
— А будут ли какие-то технологические отличия в самой процедуре выборов?
— Все больше и больше поступает сигналов, что нынешние выборы в Краснодарском крае пройдут в смешанном варианте, традиционного голосования на участках и в формате "дистанционного электронного голосования" (ДЭГ). Однако, как именно данная технология будет реализована — до сих пор непонятно. У нас примерно в 100 населенных пунктах вообще нет доступа к интернету. Скорее всего, основное голосование у нас пройдет в традиционном, "бумажном" варианте.
Но главное не то, как будет проходить голосование, а как добиться его легитимности в сознании избирателей. Социологические замеры не только у нас в крае, но и во многих регионах России показывают, что, несмотря на имеющиеся в стране социально-экономические трудности, наиболее серьезной политической силой остается "Единая Россия". С учетом того обстоятельства, что кроме ЕР ни одна политическая партия не собирается реально побеждать на выборах, а лишь стремиться сохранить свое статус-кво, в новом созыве депутаты от "правящей партии" сохранят более 2/3 депутатских мест.
На это повлияет также более раннее начало ЕР избирательной кампании через использование процедуры предварительного голосования. Кстати, такое голосование вправе проводить любая политическая партия. Но оппозиционеры предпочитают "экономить" деньги для финансирования основной избирательной кампании.
— Как, на Ваш взгляд, обновится региональный парламент нового созыва?
— Давайте определимся, что мы подразумеваем под обновлением? Если речь о персональном составе депутатского корпуса, то парламент Кубани может обновиться наполовину. Условно говоря, нас ждет избрание 35 "новичков".
Увеличение конкуренции неизбежно приведет к росту значения финансовой составляющей в проведении избирательных кампаний. И в силу этого в новом созыве ЗСК можно ожидать большое количество представителей крупного бизнеса: либо самих бизнесменов, либо их доверенных лиц. Именно такие люди составят костяк тех, кто пройдет горнило выборов и получит депутатские мандаты.
Предполагаю, что в новом созыве будет и несколько "говорящих голов", как принято называть медийных депутатов, имеющих высокий авторитет у населения и умеющих работать со СМИ. О предполагаемом политическом составе депутатского корпуса я уже говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Повторю коротко. Скорее всего из 70 депутатов минимум 64 будут членами "Единой России" или ее сторонниками. По два депутатских мандата получат КПРФ и ЛДПР, по одному СРЗП и "Новые люди".
Повлияет ли такой состав депутатов на общую законодательную политику ЗСК? Уверен, что нет. Думаю, что Законодательное собрание продолжит работать в том же направлении, в котором работало и раньше. Пока я не жду перемен в качественном составе, поскольку для этого нет предпосылок. Даже при смене некоторых лиц проводимая властями политика должна остаться той же.
— Возможны ли сюрпризы на выборах? Например, победа ярких несистемных оппозиционеров?
— Никаких сюрпризов от внесистемной оппозиции я не жду. Среди оппозиции, действительно, есть люди, привлекающие к себе повышенное внимание. В том числе, громкими заявлениями и скандалами. Но повышенной популярностью у населения эти граждане не пользуются. И многие из них свои шансы избираться правильно просчитывают. Отсюда не сложно прогнозировать для оппозиции проведение избирательных технологий в системе так называемого "умного голосования" или "вскладчину".
Впрочем, перемены возможны на системном уровне. В ближайшие несколько лет нас ждет транзит федеральной власти. Какую форму он примет — пока остается вопросом. Но это может существенно отразиться на расстановке политических сил и работе всех государственных институтов. То же самое касается и Кубани, которая зависима от различных событий на федеральном уровне, включая политические и иные ситуации. У нас, как и в других регионах России, нет четко заданных сценариев. И в нынешний сложный ковидный период в преддверии выборов мы можем получить ситуацию, когда будет меняться политический ландшафт в крае, что может повлиять на персональный состав администрации края и депутатского корпуса ЗСК.
Вообще, само изменение структуры управления регионом назрело давно, "гибридная модель" организации власти как сейчас, не совсем эффективна. У нас есть министерства, нет кабинета министров и его руководителя, отсюда невозможность министерствам работать скоординированно и выполнять свои функции в полном объеме. Все социально-экономическое и политическое управление краем замыкается на одном человеке — главе администрации (губернаторе) и это очень большой объем работы и ответственности за все, что происходит в регионе… Считаю, что нам нужно переходить на нормальную, проверенную практикой систему управления краем, то есть губернатор и Правительство с его руководителем. В таком случае, у губернатора будет больше контрольных функций, чем организационных, что повысит качество управленческого процесса.
Если будет принято решение об изменении структуры управления краем, то это коснется и муниципального уровня. Тем более, если там состоится переход на одноуровневую систему управления. То есть, будут выбираться только главы и депутаты муниципалитетов, с отменой выборов главы и депутатов поселкового уровня.
— А какие значимые процессы вне контекста выборов в ЗСК будут иметь влияние на политику в 2022-м?
— Их немало, но приведу три ключевых. Во-первых, это сохраняющаяся политика федеральной власти по борьбе с коррупцией. Системная работа на этом направлении ведется несколько лет. И она будет продолжена в дальнейшем. Мы и дальше будем узнавать о громких уголовных делах, возбужденных против чиновников различного уровня, посадках нечистых на руку чиновников, силовиков и представителей бизнеса — эту работу власти по очистке "авгиевых конюшен" я не раз комментировал ранее для редакции ИА KrasnodarMedia.
Вторая немаловажная тема — экология. Речь идет об усилении экологической повестки, ее перехода из социально-экономической плоскости в социально-политическую. Мы видим, что "мусорная реформа" у нас продолжает буксовать. А работа ряда действующих полигонов ТБО, как и попытки построить новые, вызывают систематические протесты у жителей ряда территорий Кубани.
Один из реальных способов решения проблемы — строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов, а также современных мусоросжигающих заводов. Этот вопрос губернатор Вениамин Кондратьев несколько раз обсуждал с гендиректором Ростеха Сергеем Чемезовым и другими руководителями холдинга. Предварительные договоренности в этом направлении уже есть. Сейчас идет проработка разных вариантов. Однако, для их реализации потребуется минимум от трех до пяти лет, с учетом утверждения конкретных планов, проектирования, прохождения экспертиз, строительства, и т.д. Все это время мы будем продолжать жить с переполненными мусорными полигонами. А значит, это продолжит негативно влиять на социально-политическую ситуацию в крае. Сейчас перед властью стоит вопрос: как минимизировать возникающие здесь проблемы? Сделать это без привлечения общественности не получится.
И третий важнейший тренд — наведение порядка в сфере градостроительной политики и строительства. Тут у региональных властей есть определенные успехи, включая борьбу с массовой застройкой. Хотя, как показали прошлогодние массовые протесты из-за принятия генпланов в Анапе и Геленджике, тема продолжает оставаться взрывоопасной. Тут необходимо найти баланс между интересами жителей, планами застройщиков, идеями общественников и видением ситуации со стороны властей. Не случайно, что к этому вопросу есть повышенное внимание со стороны общества. И в 2022 году оно будет сохраняться.
— Какие позитивные перемены в этом году в этом году Вы ждете?
— Знаете, каждый год я жду, что в кубанской политике будет больше прагматизма и меньше "комизма". Когда обличенные властью или "обременённые деньгами" люди, ради собственных выгод уничтожают нашу природу, уродуют застройками "человейников" наши города, лишают нас и будущие поколения комфортного жизненного пространства — это довольно грустно.
Очень бы хотелось, чтобы в новом году наши народные избранники всех уровней более ответственного относились к наказам избирателей. Люди не терпят пренебрежения к себе и ненавидят фальшь во взаимоотношениях между властью и обществом, а это неизбежно сказывается на итогах любых выборов. Властям надо помнить, любая политтехнология рано или поздно дает сбой, и тогда может получиться незапланированный итог выборов, со всеми вытекающими последствиями.
Мне очень бы хотелось верить, что это понимание будет появляться у всё большего числа участников политического процесса на Кубани. Как показывает жизнь, надежды питают не только юношей…
— Спасибо за беседу!