9 сентября 2022. 9 сентября 1976 года над Черным морем в нескольких километрах от Анапы буквально "лоб в лоб" столкнулись два пассажирских самолета — Ан-24 и Як-40. Все, кто находился в авиалайнерах сразу погибли. Следствие установило виновника аварии. О жуткой авиакатастрофе, которая произошла в небе над Кубанью более 40 лет назад, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
В Советском Союзе об авиакатастрофе в Анапе в сентябре 1976 года новостные программы на телевидении и газеты не трубили, о подробностях не рассказывали. Сообщили сухо, в двух строчках об авиакатастрофе в Краснодарском крае и все.
Гораздо больше тогда СМИ уделили внимания другому столкновению в небе, которое произошло на следующие сутки 10 сентября 1976 года в Загребе в Югославии. В аварии за границей погибли 177 человек. До этого в мире не случалось авиакатастроф с таким огромным количеством жертв.
В Анапе в результате практического лобового столкновения двух пассажирских самолетов погибли девять членов экипажей и 61 пассажир. Точное время авиакатастрофы над Черным морем 13.52. Самолет Ан-24 вылетел из аэропорта Донецка с пятью членами экипажа из 47 пассажирами в 12.56. Лайнер направлялся в Сочи. Як-40 летел из Ростова-на-Дону в Керчь. На борту было четыре члена экипажа и 14 пассажиров. В рейс самолет отправился в 12.47.
Таран пассажирских самолетов над Анапой: трагедия 9.09.1076 года. Фото: Игорь Черный
Об авиакатастрофе стало известно спустя несколько минут после "тарана". Экипажи перестали выходить на связь, сколько бы их не вызывал диспетчер, самолеты также исчезли с радаров.
На место предполагаемой трагедии выслали спасательную службу. Место трагедии нашли по масляному пятну и обломкам обшивки самолетов. Поисковые работы закончили через несколько дней, тела некоторых пассажиров и членов экипажа так и не нашли. Не удалось поднять со дня и обломки Ан-24.
После катастрофы началось расследование. Следователи "копались" в каждой детали, чтобы точно установить причину случившегося. Рассматривали все возможные версии, в том числе и невнимательность пилотов. Не могли же пилоты не заметить, что идут в лобовое столкновение друг с другом?
Однако эту версию пришлось признать ничтожной. Специалисты объяснили следователям, что самолеты летят на очень высокой скорости. За пару секунд до столкновения лайнеры находились друг от друга на расстоянии в километр. Пилоты, если и видели на небе что-то, то это были маленькие точки. Они не могли избежать столкновения. В крови членов экипажа, тела которых удалось достать из воды, эксперты не обнаружили повышенной дозы адреналина, то есть пилоты в момент аварии не испытывали страха.
Параллельно следователи оценивали действие диспетчера. Управлял полетами двух самолетов диспетчер аэропорта Краснодара Николай Б., который до того, как устроиться на должность диспетчера, работал летчиком в Заполярье.
Он начал дежурство в 7.30, как и положено, прошел медосвидетельствование. Экипаж Як-40 вышел на связь с диспетчером аэропорта в 13.34 и указал, что преодолел траверз Краснодара на высоте 5 700 метров. Диспетчер должен был сменить эшелон полета, но разрешил самолету двигаться на той же высоте.
Не насторожил сотрудника краснодарского аэропорта и сеанс связи с самолетом Ан-24 из Донецка, экипаж которого также отчитался о полете на высоте 5 700 метров. Если бы диспетчер взглянул на экран радиолокатора, то заметил бы, что самолеты летят друг на друга, но он этого не сделал. Самолеты столкнулись и пропали с радаров.
Диспетчер понял, что что-то произошло спустя несколько минут после аварии. Он пытался связаться с самолетом из Ростова-на— Дону, но тщетно.
Решающую роль в трагическом инциденте сыграл человеческий фактор, авиакатастрофа случилась из-за ошибка диспетчера, он забыл дать указание пилотам одного из самолетов об изменении высоты. Виновника авиакатастрофы суд отправил в места лишения свободы на 15 лет. В память о пассажирах и экипажах, которые погибли в небе над Черным морем в Анапе, установили памятник.