22 октября 2020. Пересохшие русла рек, обмелевшие водохранилища, десятки тысяч жителей, в домах которых нет воды — таков печальный итог засушливого 2020 года в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. В ряде городов, включая Геленджик, кризис продолжается вплоть до настоящего момента. Что говорят эксперты о причинах глобального обезвоживания и способах противодействия ему — в ситуации разбирался корр. ИА KrasnodarMedia Дмитрий Мирошников.
На дворе конец октября, столбик термометра опускается, а засуха продолжает "терзать" не только Юг России.
О серьёзных проблемах с осадками в целом ряде регионов накануне рассказал научный руководитель Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд. По его словам, засуха может спровоцировать стремительное увеличение количества лесных пожаров.
Он уточнил, что в Волгоградской области выпало 2 мм осадков в сентябре и ни капли в октябре, в Астраханской области — 4 мм, в Калмыкии — 3 мм, в Ростовской области — 1 мм, пишет ТАСС. Дефицит осадков зафиксирован и в ряде областей Центральной России. Пожарная опасность на Юге достигает пятого уровня, что необычно для данного времени года, акцентировал метеоролог.
В Краснодарском крае также сохраняется пожароопасная ситуация несмотря на похолодание. А наиболее острая проблема с водой наблюдается в Геленджике, где летом в отдельных районах города и пригорода полностью прекратилось водоснабжение. Тогда в одном лишь муниципалитете без воды остались 75 тысяч человек.
Решать ситуацию в "ручном режиме" пришлось главе Кубани Вениамину Кондратьеву. К настоящему моменту ситуация несколько нормализовалась, но вода на курорте по-прежнему подается по графику. 21 октября губернатор края провел совещание на курорте, поручив подготовить единую концепцию по решению проблемы водоснабжения.
— Есть проблема, вызванная объективным фактором — этот год крайне засушливый. Но люди должны быть с водой. Масштаб проблемы налицо, все силы сейчас нужно бросить на ее решение, — акцентировал губернатор.
Курирующий ТЭК и ЖКХ вице-губернатор Александр Трембицкий доложил, что вопрос решается комплексно. Уже утверждены мероприятия по замене Троицкого магистрального водовода. Также власти планируют заняться проектированием и строительством Пшадского водозабора вблизи Геленджика.
— К сожалению, проблемы у нас с водой не только в Геленджике. Но здесь она оказалась наиболее "медийной" в крае, поскольку затронула значительное число местных жителей, — рассказывает депутат Заксобрания Кубани, первый заместитель председателя комитета по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности и туризма Андрей Булдин.
Южное обезвоживание: о причинах масштабной засухи в ЮФО и СКФО рассказали эксперты. Фото: https://pixabay.com
Парламентарий подчеркивает, что с засухой и уменьшением воды еще с весны столкнулся весь Юг России. Остро ситуация стоит в Ставрополье, Крыму, Астраханской и Ростовской областях. Проблема "безводности" стала одной из ключевых на прошедшем осенью в Москве Всероссийском водном конгрессе 2020, отмечает парламентарий.
По словам председателя комиссии по экологии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Краснодарского края Андрея Рогача, серьезный дефицит воды в этом году испытывали Новороссийск, Геленджик и ряд других территорий. А 20 октября стало известно, что забор воды из Неберджаевского водохранилища был полностью прекращен.
При сохранении существующих трендов в будущем с проблемой безводности может столкнуться и Сочи.
— В Крыму ситуация еще сложнее, чем на Кубани, — подчеркивает Андрей Булдин.
О том, что проблема с водой в этом году стала очень острой для всего Юга России, ИА KrasnodarMedia подтвердил президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко.
— Это происходит на фоне общей аридизации (уменьшение степени увлажнения территорий). Впрочем, у каждого региона проблема проявляется по-своему в силу конкретных особенностей ландшафта, экосистемы и водных систем, — отмечает ученый.
— Проблема количества и качества воды на сегодня не соответствует количественным и качественным показателям для целого ряда территорий Юга. В ближайшие 5-10 лет ситуация будет ухудшаться, — рассказывает Андрей Рогач.
По его словам, общая динамика для всего региона носит отчётливо негативный характер. Из года в год понижается уровень грунтовых вод — глубина их залегания увеличивается. Это осложняет эксплуатацию артезианских скважин.
— Очевидно, что изменение климата происходит в сторону потепления. За 50 лет моей жизни он заметно поменялся, стал более теплым и контрастным. Сейчас у нас более обильные (и часто — залповые) осадки с осени по весну. И более протяженный период засухи, — подчеркивает Андрей Рогач.
Для степных и горно-предгорных территорий Юга в принципе характерны дефицит водных ресурсов и небольшое количество осадков в летний период. Во времена позднего Советского Союза эту проблему решали активной эксплуатацией артезианских скважин, а также строительством крупных гидротехнических сооружений. В их числе Волгоградское, Краснодарское и Ставропольское водохранилища, "Ростовское море".
Обмелевшее Краснодарское водохранилище. Фото: nstagram.com/tipich_krd (12 )
Как отмечает эксперт, по всему Югу появились сотни ирригационных сооружений, перегородившие русла рек. А потепление климата повлекло значительное увеличение испарений с поверхностей новых водоемов.
— Из-за существования многих из них естественные водоемы серьезно трансформировались. Многие реки стали заболачиваться, заилились или обмелели из-за неестественного использования водных ресурсов, — рассказывает Андрей Рогач.
Сейчас, считает эксперт, естественного промывания русел не происходит, а водоносные горизонты ушли вниз в подрусловые пространства. Из-за этого происходит иссушение почвы. Кроме того, падение объема грунтовых вод связано также с сокращением лесов и лесополос на Юге, удерживавших влагу в почве.
— Целый ряд этих факторов стал носить синергетический эффект. Поэтому одного какого-то мероприятия для их решения недостаточно, необходим целый комплекс мер. Начиная от восстановления русел рек с углублением дна, оценки необходимости существования целого ряда гидротехнических сооружений и увеличения площади лесопосадок, способствующих возникновению ручьев, — рассказывает Андрей Рогач.
По его словам, необходимо проводить масштабную гидрогеологоразведку для создания карт залегания артезианской воды.
— На Кубани объем опасных гидрометеорологических явлений за последние 15 лет увеличился на 25 % — включая засуху. Поэтому и необходимо принимать кардинальные меры. Иначе вода в крае станет золотой, — отмечает член правления регионального отделения Российского экологического общества Евгений Витишко.
Эколог предлагает интенсивно развивать старые и искать новые месторождения воды.
Южное обезвоживание: о причинах масштабной засухи в ЮФО и СКФО рассказали эксперты. Фото: https://pixabay.com
— Важно искать новые решения проблемы: смотреть на водопотери, заниматься бережным отношением ресурса, разделять техническую и питьевую воду, прорабатывать внедрение технологий опреснения, в том числе — подземных источников с высоким содержанием солей. Но и поиск источников финансирования — это отдельно кропотливая работа, — отмечает Андрей Булдин.
Пока же на Кубани разработан проект по экологической реабилитации степных рек. Его реализация предусматривает восстановление более 66 км русел в шести районах края. А в многострадальном Геленджике решили создать опреснительную станцию.