Эксперты объяснили, почему квартплата за июль у россиян выросла совершенно по-разному. Причем у одних плата за ЖКУ поднялась на 4%, а у других — на 20%.
Как объяснил глава Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Алексей Матюхин, госрегулирование существует только для тарифов на коммунальные ресурсы. А тарифы на жилищные услуги и взнос на капремонт зависят от "аппетитов" регионов, на федеральном уровне ограничений нет. Для каждого региона установлен предельный индекс, причем мониторинг показывает, что предельные уровни не превышены, уточнил эксперт.
Почему же тогда многие увидели в платежках гораздо большие суммы, чем месяцем ранее? К примеру , в Москве люди могли платить меньше в прошлые месяцы из-за того, что не было платы за капремонт, в июле эта плата вернулась, пояснила исполнительный директор НП "ЖКХ-Контроль" Светлана Разворотнева. "Еще одна составляющая — плата за жилищные услуги, то, что берет управляющая компания. Понятно, что собственники должны решать, что сколько стоит, граждан минимум за 30 дней должны предупреждать, что повышаются тарифы на жилищные услуги", — добавила она, признав, что часто для людей новые тарифы становятся открытием. И наконец рост в "квитках" может быть связан с тем, что люди сидели дома, тратили больше света и воды, и так далее.
По словам Разворотневой, можно самим выяснить, укладывается ли рост платежей в рамки предельного среднего индекса по региону при помощи ГИС ЖКХ, где есть вся информация о стоимости того или иного ресурса.
Если показания в платежке не расходятся с теми, что в ГИС ЖКХ — нарушений нет. Если остались вопросы нужно обратиться в организацию, предоставляющую услуги. А если понимания нет — в государственную жилищную инспекцию. Тут есть нюанс, из-за моратория до 2021 года Госжилинспекция проверки по жалобам граждан проводить не будет, если это не связано с угрозой жизни и здоровью. Не нашли общий язык с коммунальщиками? Тогда придется идти в суд, заключила эксперт в комментарии "РГ".
Анна Кольцова