Группа компаний "Новороссийский морской торговый порт" (ПАО "НМТП") опубликовала стратегию развития предприятия. Из документа следует, что в порт Новороссийска будет инвестировано 108,4 млрд рублей до 2029 года. Своим мнением по поводу перспектив этого амбициозного плана с ИА KrasnodarMedia поделился финансист Дмитрий Гарматюк.
Как следует из документа стратегии развития, холдинг нацелен на "удовлетворение всего многообразия потребностей клиентов в стивидорных услугах с учетом их индивидуальной специфики". В частности, стратегия провозгласила стремление к отказу от монотехнологии в пользу широкой номенклатуры грузов, обеспечение доступа к мощностям всем клиентам, агрегацию малых грузопотоков для создания мощностей, а также стремление осуществлять все виды портовой перевалки.
Из всего объема инвестиций (108,4 млрд) на реконструкцию и модернизацию действующих мощностей планируется направить 63,3 млрд, на бизнес-проекты 45,1 млрд рублей. Общий прирост мощностей должен составить +21,8 млн тонн, а среднегодовой темп роста выручки Группы — более 6% в год.
В списке крупнейших проектов, которые планируется реализовать: контейнерный терминал в порту, терминал минеральных удобрений, универсальный перегрузочный комплекс АО "НСРЗ", терминал растительных масел. Правда, решения по инвестициям будут приниматься отдельно по каждому проекту в рамках актуализации Долгосрочной программы развития и рассмотрения бизнес-планов, говориться в стратегии.
Сложности в реализации
Своя взгляд на ситуацию для ИА KrasnodarMedia озвучил предприниматель и частный инвестор Дмитрий Гарматюк. По словам финансиста, заявленная программа реконструкции порта выглядит довольно амбициозно. Однако, в силу конъюнктуры рынка есть сомнения в ее осуществлении в ближайшие годы.
– После покупки НМТП компанией Транснефть было множество спекуляций по вопросу статуса порта, многие обвиняли нового владельца в "выкачивании через дивиденды" всех денежных средств из компании, отсутствие инвестиций. Вчера была представлена новая стратегия до 2029 года, где заявлены инвестиции в размере более 100 млрд рублей. То есть. собственник подтвердил серьезность своих намерений. В то же время, главный инвестпроект — строительство контейнерного терминала, вызывает серьезные вопросы, – отмечает Дмитрий Гарматюк.
По мнению эксперта не ясно, найдет ли в дальнейшем НМТП потребителя на перевалку такого количества контейнеров. Ведь по соседству, в Новороссийском порту реализуется аналогичный проект НУТЭП компании ДелоПортс. А значит – конкуренция в данном сегменте серьезно увеличится. А вот прогноза по кратному увеличению спроса на перевалку сейчас нет.
Кроме того, если экспорт через порт серьезно вырастет, то проблемы могут возникнуть в плане логистики. Сейчас непонятно, сможет ли железнодорожная инфраструктура СКЖД обеспечить перевозку возросшего количества грузов, рассказывает финансист.
– Пока у меня складывается ощущение, что эта "инвестпрограмма" находится только "на бумаге". То есть, перед нами некоторая декларация о намерениях, осуществлять которые компания начнет только в ситуации более благоприятной экономической конъюнктуры в отдаленной перспективе (возможо – не в ближайшие годы). Причем, в ситуации, когда ей по какой-то причине не будет мешать расположенный рядом конкурент. Возможно, собственникам НМТП необходимо сейчас дать какой-то позитивный сигнал рынку. И публикация данной стратегии укладывается в эту логику, – добавляет Дмитрий Гарматюк.