22 января 1882 года начальником Кубанской области стал генерал-лейтенант Сергей Шереметев
06:00
На Кубани обследуют место гибели четырех человек в жесткой аварии
21 января, 19:50
Около 300 тысяч рублей "Сочи-Парк" выплатит за использование чужих песен
21 января, 19:18
В станице на Кубани по нацпроекту реконструируют набережную
21 января, 18:26
Бастрыкин возьмет на контроль ситуацию с треш-блогером из Горячего Ключа
21 января, 17:40
В Краснодаре появится 50 новых трамваев в 2025 году
21 января, 17:32
Предложили переименовать Черное море в Русское
21 января, 17:12
Треш-блогера накажут за инцидент с малолетним ребенком на Кубани
21 января, 17:05
Установка Грохот начала отделять фрагменты мазута от песка на Кубани
21 января, 16:36
Мошенники рассылали сообщения от имени вице-губернатора Кубани Анны Миньковой
21 января, 16:20
Парковки стали бесплатными в Краснодаре из-за DDoS-атаки
21 января, 15:49
2,6 млрд рублей взыскали с сочинских застройщиков
21 января, 15:38
Эксперты раскрыли, ждать ли в Сочи сильного землетрясения в 2025 году
21 января, 15:28
Первый танк с мазутом из судна "Волгонефть-239" откачали на Черном море
21 января, 14:17
В Сочи автомобиль врезался в автобус и патрульную машину
21 января, 13:37

«Хватит убивать мой район!» - в защиту поселка им. Жукова в Краснодаре выступил активист

Артем Слюсаревский рассказал историю микрорайона и то, во что он превратился из-за хаотичной застройки и уничтожения зеленых зон (ФОТО)
"Хватит убивать мой район!" - в защиту поселка им. Жукова в Краснодаре выступил активист Оксана Иванова
"Хватит убивать мой район!" - в защиту поселка им. Жукова в Краснодаре выступил активист
Фото: Оксана Иванова
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

"Хватит убивать мой район!" — под таким заголовком опубликовал пост в группе общественного движения "Помоги городу" в социальной сети архитектор и активист, болеющий за родной микрорайон им. Жукова, Артем Слюсаревский. Активист рассказал историю создания поселка в столице Кубани, сохранившего в народе старое название — микрорайон Энка, и объяснил почему некогда комфортный район перестал быть удобным для жизни. Хаотичная, точечная застройка и уничтожение зеленых зон в поселке сделали его убогим, выразил мнение Артем Слюсаревский, все это вкупе с адскими пробками "испортило воздух" и "подкосило" инфраструктуру микрорайона, сообщает ИА KrasnodarMedia.

"Знакомьтесь, поселок им. Жукова. Старое название района — Энка. Расположен на ул. Дзержинского от ул. Кореновской до ул. Покрышкина. Здесь я вырос, и очень люблю это место, — начал рассказ Артем Слюсаревский — Краткая историческая справка. Район построен в 1993-1994 годах турецкой фирмой "Энка" на деньги правительства ФРГ для бывших советских военнослужащих. Это первый пример монолитного строительства в Краснодаре и один из первых в России"

"За что Энку можно было полюбить, так это за комфорт, — продолжил активист, — Западные архитекторы постарались на славу и обеспечили удивительно высокий уровень инфраструктуры микрорайона. Две школы, два детских садика с бассейном, два спорткомплекса, и магазины в формате "у дома", административно-бытовой блок, дом офицеров, становившийся центром культурной жизни в дни школьных выпускных, и в целом— продуманная городская среда.

Западные архитекторы постарались на славу и обеспечили высокий уровень инфраструктуры микрорайона

Западные архитекторы постарались на славу и обеспечили высокий уровень инфраструктуры микрорайона. Фото: Оксана Иванова

Взять хотя бы парковки: в отличие от "суперсовременных" микрорайонов на Энке вы до сих пор не увидите припаркованные с заездом на тротуар автомобили – в этом нет необходимости: ширины проездов хватает и чтобы припарковаться, и чтобы беспрепятственно проехать. И все это счастье было на относительно небольшое количество жителей.

Неизбалованные военные, получив квартиру в новом микрорайоне, испытывали настоящую гордость. И ведь было с чем сравнить. Типовые советские серии не отличались большой заботой о комфорте и удобствах. Они решали утилитарную задачу обеспечения достаточной жилой площадью максимального количества людей.

Разумеется, главным императивом при этом становилась оптимизация всего и вся. Однако уже к 90-м этот подход устарел. Людям начало надоедать терпеть каждодневные "тяготы и лишения". К несчастью, соответствующих предложений на рынке (если термин "рынок" можно отнести к началу 90-х) не было. И тут новоселам достался такой подарок в виде современного микрорайона от западных коллег.

Новоиспеченные жители Энки были счастливы".

Энка — первый пример монолитного строительства в Краснодаре и один из первых в России

Энка — первый пример монолитного строительства в Краснодаре и один из первых в России. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

Но что-то пошло не так...

Артем Слюсаревский рассказал, что предвестником того, что "что-то пошло не так" было открытие торгового центра "Красная площадь" — первого мегацентра на Кубани. Открытия ТЦ жители Энки ждали с опаской – думали, что это станет очередным рынком и привлечет массу сомнительных элементов.

"К счастью, опасения не оправдались, — добавил активист, — микрорайон получил еще одно конкурентное преимущество и точку притяжения. Пожалуй, этот момент можно назвать апогеем развития городской среды Энки.

Но вскоре, как это часто бывает, счастьем и комфортом пришлось делиться.

Появление "Красной площади" резко подняло инвестиционную привлекательность окружающих территорий. Их освоение происходило в "лучших" традициях застройки современного Краснодара. Новые многоэтажные микрорайоны начали расти как на дрожжах. Естественно ни о каком соответствующем развитии социальной и транспортной, одним словом, обеспечивающей, инфраструктуры речи не шло. Благо, запас градостроительной прочности у Энки был завидный, и появление новых соседей, пусть и в большом количестве, поначалу почти не замечалось".

Буквально за год-два была почти полностью уничтожена зеленая зона по ул. им. Покрышкина

Буквально за год-два была почти полностью уничтожена зеленая зона по ул. им. Покрышкина. Фото: Оксана Иванова

Автор поста "в защиту Энки" посетовал, что разрешения на строительство в то время начали "раздавать направо и налево", при этом ни о какой социальной ответственности застройщиков говорить не приходилось, а "новые объекты попросту паразитировали на немецко-турецком наследии".

Первой тревожной ласточкой, по мнению архитектора, стало то, что всего за год-два время преодоления одного и того же маршрута увеличилось в два раза. Затем перестало хватать парковочных мест, расстояние от парковки до подъезда увеличилось в четыре раза.

"Дальше — больше, — продолжил рассказ активист, — Буквально за один-два года была почти полностью уничтожена зеленая зона по улице им. Покрышкина. Довольно густая лесополоса, которая была естественным экологическим барьером между Западным обходом (оживленной магистралью) и Энкой, превратилась в полосу отдельно стоящих полуживых деревьев. Как думаете почему? Именно в этом месте срочно потребовалось "запихнуть" очередной ЖК — две здоровенные 20-этажные "банки" и организовать еще одну заправку, в предельной близости от фасадов домов.

Очередной ЖК и автозаправка уничтожили широкую зеленую зону по ул. им. Покрышкина

Очередной ЖК и автозаправка уничтожили широкую зеленую зону по ул. им. Покрышкина. Фото: Артем Слюсаревский, Facebook

"Стоит ли говорить, что "задышалось" нам совсем хорошо, а появлению новых соседей мы перестали радоваться окончательно, — поделился активист, — Теперь по утрам Энка стоит по всему периметру без движения, а пробка начинается с выезда из двора.

Кстати, одновременно с ликвидацией лесополосы "чудным образом" начались проблемы с затоплением дворов. Это связано с тем, что система ливневой канализации предполагала частичный отвод воды в открытый сток, расположенный в лесополосе. Но такое соседство кому-то не понравилось. Неудобную "речку" устранили, зато "порадовали" местных еще одной забавой: спасением машин во время сильных ливней".

Одновременно с ликвидацией лесополосы "непостижимым" образом начались проблемы с затоплением дворов

Одновременно с ликвидацией лесополосы "непостижимым" образом начались проблемы с затоплением дворов. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

"Вряд ли слово "комфорт" теперь можно ассоциировать с Энкой, — добавил Артем Слюсаревский, — Благодаря бездарной градостроительной политике группы детских садов были увеличены в два раза, а школы вынуждены работать в две смены. Вы скажете, что это нормальная ситуация для Краснодара, но я отвечу: такая ситуация не должна быть нормальной. И особенно расстраивает, когда хорошее и качественное превращают в среднее и убогое прямо на глазах".

Точечная застройка как парадигма развития Краснодара

"Еще одной характерной болезнью микрорайона, как и многих других в Краснодаре, стала точечная застройка, — продолжил активист, — Если первые застройщики предлагали комплексное освоение большой территории в едином (пусть и спорном) стиле с общей композицией, то новые этим уже не отличаются. Никакой компенсирующей обеспечивающей инфраструктуры, никакой композиционной связи с окружающими объектами. Это точечная застройка в чистом виде".

Еще одной характерной болезнью микрорайона, как и многих других в Краснодаре, стала точечная застройка

Еще одной характерной болезнью микрорайона, как и многих других в Краснодаре, стала точечная застройка. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

"Интересно, что все не так плохо, как могло бы быть, — добавил "нотку позитива" Артем Слюсаревский, — В той же многострадальной лесополосе мог разместиться аквапарк. И тогда всем стало бы совсем "весело". Впрочем, не так "весело", как если бы осуществился проект застройки многофункционального комплекса вдоль улицы Дзержинского, который бы лег тяжким инфраструктурным бременем на Энку и ликвидировал остатки свободных открытых пространств. Надеюсь, что это все так и останется нереализованной фантазией".

В той же многострадальной лесополосе мог разместиться аквапарк и это было бы еще хуже

В той же многострадальной лесополосе мог разместиться аквапарк и это было бы еще хуже. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

Кто виноват и что делать?

"Как правило, общественность винит и линчует трех игроков рынка: архитекторов (проектировщиков), застройщиков и власть, — выразил точку зрения, — активист, — Однако, винить архитекторов бессмысленно. Они делают то, что просит заказчик.

Претензии к ним можно предъявлять только тогда, когда заказчик готов сделать хорошо и качественно, а архитектор не в состоянии предложить соответствующее решение. Однако на практике таких ситуаций почти не встречается. С учетом того, что авторский замысел ничем не защищен, чтобы заработать, архитектор вынужден удовлетворять все "хотелки" заказчика. В основном это касается повышения рентабельности проекта и отказа от "лишних" затрат, сокращающих прибыль. К счастью, в условиях повышенной конкурентной борьбы, застройщики все чаще ищут качественные решения. Постепенно приходит понимание, что маркетинг начинается с проекта.

Многофункциональный комплекс вдоль ул. Дзержинского мог лечь тяжким инфраструктурным бременем на Энку

Многофункциональный комплекс вдоль ул. Дзержинского мог лечь тяжким инфраструктурным бременем на Энку. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

После приведенных аргументов может возникнуть соблазн обвинить застройщиков во всех смертных грехах. Но и это было бы крайне опрометчиво. Девелопмент – это бизнес. Ключевая цель любого бизнеса – максимизация прибыли. Нельзя ставить это в укор и сокрушаться тому, что застройщики думают только о заработке. ЭТО НОРМАЛЬНО. Бизнес должен приносить доход, иначе зачем в него инвестировать. Получается, что и застройщики не виноваты.

Все перечисленные проблемы возникли от неэффективной системы градорегулирования. На мой взгляд, главная задача государства в экономике – это выстраивание таких правил игры, при которых бизнес может свободно развиваться без ущерба для граждан. А власти должны контролировать и регулировать исполнение этих самых правил. При этом никакой социальной ответственности у бизнеса быть не может. Социальную ответственность должно нести государство, принимая такие законы, при которых и бизнесу хорошо, и граждане не страдают".

Архитекторы вынуждены удовлетворять все "хотелки" застройщиков

Архитекторы вынуждены удовлетворять все "хотелки" застройщиков. Фото: Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar

А что дальше?

"Мне нравится, как работает команда нового мэра. Последовательно, системно, открыто и уверенно, — поделился мнением Артем Слюсаревский, — Я надеюсь, что именно сейчас появился шанс учесть все ошибки прошлого и создать систему, позволяющую избежать их в будущем.

В целом, же, поводом для написания публикации стало два фактора:

Первый из них: возобновление строительства многоэтажного здания на все той же улице Покрышкина. Объект строится в общем комплексе с фитнес-центром и, заменит двухэтажную гостиницу. Улица Покрышкина никогда не предполагала интенсивного движения, а перекресток с Дзержинского – настоящий кошмар, который любой местный водитель старается объехать. Введение в эксплуатацию многоэтажного общественного здания еще больше усугубит транспортную ситуацию района. Особенно при учете дефицита парковочных мест.

Второй фактор: строительство этнографического музея "Моя Россия".
Участок выбран в "лучших традициях" краснодарской застройки.
— как к нему добраться – непонятно;
— почему он именно в этом месте – неясно;
— что его будет окружать и как он будет связан с окружающей застройкой – неизвестно.

Введение в эксплуатацию многоэтажного общественного здания еще больше усугубит транспортную ситуацию района

Введение в эксплуатацию многоэтажного общественного здания еще больше усугубит транспортную ситуацию района. Фото: Артем Слюсаревский, Facebook

Самое интересное, что на вопрос о том, как будет осуществляться подход к музею, мною от начальника отдела территориального планирования и по совместительству заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара был получен следующий ответ: Планируется строительство надземного пешеходного перехода с улицы им. Покрышкина. Складывается впечатление, что ни одну градостроительную инициативу нельзя реализовать, не впутав при этом многострадальную улицу Покрышкина.

Другими словами, мы получаем гениальное по своей абсурдности предложение соединить две крупные общественные зоны через маленькую узкую улочку (ширина тротуара 1,5 метра) спального микрорайона. Отмечу, что длина такого перехода составит около 100 метров и с учетом требуемой высоты получится очередная убогая громадина, которая, судя по всему, добьет лесополосу и окончательно лишит улицу какой-либо архитектурной сбалансированности".

"Такие перспективы "развития" некогда комфортного и удобного района едва ли понравятся его жителям. Публичные слушания особой пользы пока не принесли. Хочется, чтобы город развивался, но при создании новых точек роста не должны уничтожаться существующие сбалансированные территории", — резюмировал активист.

В статье использованы фотографии Krasnodar Development, https://www.facebook.com/develkrasnodar и Артема Слюсаревского, Facebook.

Напоминаем, что на сайте ИА KrasnodarMedia есть специальный проект "Народный корреспондент". Любой желающий может сообщить в редакцию новость, прислать фото или поделиться впечатлениями. Сообщайте нам обо всем, что вас возмущает или, наоборот, чем вы гордитесь и чему радуетесь. В любое время, в любой день вы можете прислать текст, фотографии или даже видео по электронной почте info@krasnodarmedia.su или позвонить с 9 до 19 часов по тел. +7 918 699 50 06.

Это новости Краснодара и Краснодарского края.



190929
25
76