В сетевых сообществах с каждым днем набирают популярность так называемые округлые фото, на которых изображены как узнаваемые виды городов и природы, так и менее тиражируемые. Один из авторов снимков, напоминающих планеты — известный в профессиональных кругах фото-артист и видео-оператор Юрий Забавин. В интервью выходного дня он рассказал ИА PrimaMedia о технологии создания "космических" фото, и как на них правильно смотреть, чтобы погружение было наиболее полным.

Аватарки сферических панорам Юрия Забавина. Фото: ИА PrimaMedia
Фотографией Юрий занимается около 20 лет, пройдя путь от пленки до цифры и изучения различных техник. До этого он работал в модельном бизнесе.
— Вы начинали как модель. Как вы пришли к фотографированию?
— Меня очень много снимали, и мне не нравилось то, что получалось. Мне казалось, что я могу сделать интереснее. Когда я решил начать фотографировать, мои друзья-актеры с готовностью отозвались – позировали, помогали придумывать темы. Это дало свои плоды и определенный опыт. Сформировать свое восприятие мира в плане фотографии мне также помогла работа в фотостудиях по всему миру, где я был ассистентом.
— На чьи работы вы равняетесь, если у вас ориентиры среди фотографов?
— Я знаю многих авторов, но ориентирами я бы их назвать не мог. Конечно, есть линейка мэтров, которых можно подразделить на линейки прошлого и настоящего. Но, знаете, таланты и новые идеи, меняющие форму и мышление людей, появляются каждое новое поколение. Я представляю себе это как слоеный пирог из поколений талантливых художников. И эти художники почти всегда отличаются друг от друга лишь формой выражения идей, в их содержании же всегда присутствуют лейтмотивы – что-то большое, глобальное, стрессовое.

Юрий Забавин и корр. PrimaMedia. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
— Расскажите о способе съемки сферических фотографий?
— Эту технику можно назвать "сферические панорамы" или tiny planet ("округлые планеты"). Она существует достаточно давно, для себя я ее открыл приблизительно 7 лет назад. Снимки тогда создавали с помощью обычных аппаратов и встраиваемых штативных головок. Сейчас создаются такого же формата видео, но они, скажем так, продолжают эволюционировать, и качество их не очень удовлетворительное – примерно формата GoPro.
То, что вы можете увидеть в моем Instagram — всего лишь аватарка. Но за аватарками есть и содержание – панорама в 360°, которая создает эффект присутствия в том месте, которое я показываю. Просмотр сферических панорам даже на компьютере не позволит погрузиться в происходящее на фото полностью.
Для большей полноты погружения нужны очки виртуальной реальности. Очень редко кто-то использует все их возможности и вообще понимает их. Но у них есть один нюанс – угол обзора наиболее распространенных очков составляет 100-110° при том, что человек периферийным зрением охватывает примерно 180°. У Panasonic уже есть очки с углом обзора 220° — это полное погружение, а скоро компания выпустит и очки с обзором в 360°.
Критической массе достаточно простых аватарок. Усложнять процесс показа снимка сферическими панорамами или нет – это уже сугубо по желанию артиста, потому что большей части публики это не нужно.
Я же считаю, что работа полностью завершена, когда вы видите превью – аватарка, кульминацию – панорама, и историю под ней с описанием изображаемого.
— С помощью какой аппаратуры можно сделать сферическую панораму сейчас?
— Сферическую панораму по-прежнему можно сделать, используя обычные камеры и головки. Можно также создать что-то с помощью процессоров типа Arduino и нескольких камер. Но на нашем рынке нет доступных и качественных устройств, с помощью которых можно было бы сделать "сферу" в 360°. Поэтому еще один вариант — ждать, когда появится какая-то новая доступная технология. Для меня последнее неприемлемо.
— Вы руководствуетесь каким-то принципом, когда выбираете сюжет и виды для сферической панорамы?
— В данный период времени выбор объектов обусловлен использованием определенной техники. В моем случае работа с натурой проще – у нее есть закономерности сезонности, о которых достаточно помнить и проявления которых нужно дождаться. Некоторые можно создать, предугадав некие условия. Публикуя "сферы", я пришел к пониманию, что кадры должны заключать в себе некую стрессовость. Это должно быть что-то, что будет манить, впечатлять.

Аватарка сферической панорамы. Фото: Юрий Забавин
Страница в Skypixel, на которой можно увидеть этот же снимок в панораме.
— Почему в качестве объектов съемки вы выбираете природные пейзажи?
— Кто-то живет на Мальдивах, кто-то в Норвегии, кто-то где-то еще. Мы живем во Владивостоке, и нам надо выжать из Владивостока в плане фотографии все, чтобы это не только не уступало норвежским и мальдивским видам, а было еще лучше. Это первое.
Во-вторых, сейчас много путешественников, разъезжающих по миру и делающих снимки одних и тех же мест. И снимки эти, как правило, мало чем отличаются друг от друга. Поэтому очень ценится, когда тебе удается показать такие места иначе. Как вы могли заметить, в моих работах – только Владивосток, я не размещаю у себя снимки известных локаций. Виды Владивостока в мире мало известны и поэтому они и впечатляют публику.
Плоские пейзажи уже не интересны публике, люди хотят дотронуться до изображаемого объекта. Им хочется быть очень близко и в самых необычных и неизвестных местах – гротах, скалах. Делая такое фото я разбил один дрон – он был в очень опасном месте, я задел скалу. А система такова, что когда дрон задевают, он останавливается и просто падает.
Как я могу заключить по реакциям на мои фото, людям они нравятся. Их восприятие и сознание перестраиваются. А после того, когда выпустят очки с углом 360° и частотой разрешения в районе 2000, рамки восприятия исчезнут вовсе.

Юрий Забавин. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
— Где можно увидеть результаты вашей работы в панорамном формате?
— У меня есть аккаунт в компании DJI (Skypixel.com), где мне присвоен статус эксперта по аэро фото– и видеосъемке. Публика этого ресурса — владельцы фотоаппаратов и дронов. Те, кто снимает, если коротко. Там я размещают фото и видео.
Справка: SZ DJI Technology Co., Ltd. — компания из Китая, занимающаяся производством мультикоптеров, микроконтроллеров, видеооборудования. Одна из пионеров рынка беспилотных летательных аппаратов, инноватор на рынке летающих дронов.
Есть множество ресурсов, аналогичных Skypixel. Я выбираю его, потому что он принадлежит DJI, а DJI сейчас лидер по производству дронов, собравший серьезную публику со всего мира.

Аватарка сферической панорамы. Фото: Юрий Забавин
Страница в Skypixel, на которой можно увидеть этот же снимок в панораме.
— Готовы ли вы поделиться технологией создания сферических панорам с теми, кто хочет этому научиться?
— Конечно, я готов провести встречу в формате мастер-класса или выезда на натуру, если в том будет потребность. Не думаю, что у кого-то возникнут проблемы с обучением. А вообще я планировал выпустить гайд или презентацию на безвозмездной основе. Так что я открыт для предложений.