Уроженец Республики Бурятия Владимир Д. совсем недавно был простым поваром, а теперь он гвардии ефрейтор, старший стрелок в штурмовом подразделении 3-го стрелкового батальона 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады. Награждён Георгиевским крестом IV степени и медалью участника СВО.
— Не смог оставаться в стороне, когда моей стране нужна помощь — подписал контракт. Сначала моя супруга была в шоке, очень сильно переживала из-за моего поступка. Не отпускала. Ведь у нас ребёнок. Но потом приняла моё решение с уважением и пониманием. Поддерживает. По возможности стараюсь почаще созваниваться с ней, — говорит Владимир.
После подписания контракта в августе 2024 года он в течение полутора месяцев прошёл курс интенсивной подготовки. Затем ещё месяц — на полигоне.
Боевое крещение гвардеец получил при штурме посёлка.
— Мы вошли колонной из шести БМП и танка. Закрепились и успешно провели штурм. Основные силы противника под нашим напором отступили, но некоторые солдаты ВСУ попрятались в заброшенных домах и подвалах. Мы ещё в течение двух месяцев зачищали каждый дом, постепенно освобождая весь посёлок, — вспоминает старший стрелок.
В ходе освобождения этого посёлка Владимиру пришлось эвакуировать около 50 мирных жителей.
— Вывозили их на мотоциклах и машинах, когда обстановка становилась более спокойной, — рассказывает штурмовик. — Ежедневно осуществляли эвакуацию небольшими группами с учётом складывающейся боевой обстановки и под постоянным риском вражеского обстрела и ударов БпЛА. Мы помогали людям выбраться в пункты временного размещения (ПВР), следуя по наиболее безопасным маршрутам, используя естественные и искусственные укрытия. По прибытии в ПВР граждане получали всё необходимое: ночлег, пищу, а главное — безопасность. В пунктах была развёрнута комплексная поддержка, включающая медицинскую, гуманитарную и социальную помощь.
— Местные жители говорили, что давно ждали Российскую армию, потому что ВСУ постоянно их обстреливали, собственных сограждан, держали в постоянном страхе. Разрушали их дома, бомбили, — вспоминает старший стрелок.
Всего Владимир Д. имеет опыт пяти штурмовых операций, которые он запомнит на всю жизнь.
Второй штурм был, когда он в составе штурмовой группы, преодолев реку, захватил большой коттедж. Тогда в ходе перестрелки с противником, которая длилась около получаса, им удалось взять в плен шесть боевиков ВСУ.
— Пленные рассказали, что их заставили воевать против их воли. И все хотят, чтобы побыстрее закончилась эта бойня, — рассказывает гвардеец.
— Был близкий контактный бой. До позиций ВСУ было не больше десяти метров. Мы продвигались, постоянно ведя огонь, не дав им головы поднять. Как результат — противник либо был нейтрализован, либо сдался, либо отступил... В операции в соседней лесополосе я получил ранение в ногу, — с улыбкой по-простому рассказывает Владимир.
Самой трудной операцией для Владимира, в ходе которой он получил тяжёлое ранение, произошла при попытке на мотоцикле проникнуть в посёлок.
— Использование мотоциклов в условиях СВО доказало свою эффективность. Если противник укрепился в населённом пункте, заминировал подходы и насытил район боевых действий дронами, в таких условиях лёгкий, быстрый транспорт типа мотоцикла становится неоценимым. Мотоциклы благодаря своей манёвренности обеспечивают возможность проведения точечных ударов с последующим быстрым отходом из зоны поражения, — рассказывает старший стрелок.
По словам Владимира, штурмовые группы не прут напролом, а выявляют и используют слабые места в обороне противника. В этих группах обычно задействованы от двух до четырёх мотоциклов, на каждом из которых находятся два человека: водитель и стрелок. Нередко в экипаже бывают сапёр или оператор БпЛА.
Управление действиями штурмующих осуществляется с воздуха нашими разведывательными дронами. Ключевые преимущества тактики мотоциклетных налётов — это внезапность и высокая мобильность. Противник не успевает предпринять ответные меры, а мотоциклисты тем временем укрываются, прежде чем по ним будет открыт огонь.
Однако эффективность этой тактики зависит от высокого уровня слаженности действий. Любая ошибка может превратить мотоцикл в уязвимую мишень. Также крайне важны контроль неба, тесное взаимодействие со своими дронами и точная координация всех действий.
— Мы с напарником однажды на мотоцикле двигались к нашей штурмующей группе. Примерно каждые два часа пытались прорваться на своих железных конях. Вдруг я увидел в небе дрон, он летел прямо на нас. Я резко затормозил. "Скинул" своего напарника. Тот успел отбежать. А когда я пытался увернуться от удара дрона — раздался взрыв. Я получил тяжёлые ранения рук, ног, живота и лёгкого. Мой напарник отнёс меня в лесопосадку, наложил жгут, обработал рану и оказал первую медицинскую помощь. Вызвали эвакуацию. Ранение произошло около 5 утра, группа эвакуации прибыла быстро, и всего через пять часов я уже был в госпитале. Сейчас продолжаю получать медицинскую помощь. Так как рука не функционирует должным образом. Долечусь, и снова в дело. Наша победа — это всего лишь вопрос времени, — с уверенностью сказал Владимир.
Материал подготовлен газетой "Военный вестник Юга России" (12+). Автор статьи: Александр Кавешников.