SevastopolMedia, 10 февраля. За последнее время в зоне проведения специальной военной операции работа операторов беспилотных летательных аппаратов кардинально изменила характер боевых действий. Разведка, корректировка артиллерии, сопровождение штурмовых групп, поиск и уничтожение целей — сегодня без "птиц" почти невозможно представить ни одну боевую задачу. Именно операторы войск беспилотных систем первыми замечают передвижения противника, фиксируют укрепления и передают данные тем, кто работает на земле. материал подготовлен корр. газеты "Флаг Родины" (12+).
На экране пульта или в FPV-очках — карта местности, посадки, дороги и вражеские позиции, а в реальности — ответственность за боевых товарищей, находящихся вблизи с противником. Ошибка в расчетах, задержка с передачей координат или неточный сброс недопустимы в этой непростой боевой работе. Именно поэтому оператор БПЛА — это не просто специалист своего дела, смотрящий на происходящее через экран, а полноценный участник боя, от которого напрямую зависит успех выполнения боевых задач.
Командир расчета разведывательного БПЛА одного из подразделений отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота с позывным "Малой" — один из таких специалистов. До службы он окончил симферопольский колледж по специальности техника по компьютерным системам и планировал после службы по призыву связать жизнь с гражданской профессией. Но судьба распорядилась иначе…
— Родом я из города Симферополя. Знакомство с армией начинал в одном из самоходных артиллерийских полков, — рассказывает "Малой". — Год пролетел незаметно. После увольнения в запас вернулся домой, однако уже через два с половиной месяца был призван в рамках частичной мобилизации. Так начался мой путь в зоне спецоперации.
От автомата к беспилотникам
На передовую "Малой" прибыл в должности стрелка. Как и другие мобилизованные, он проходил тщательную подготовку на полигонах подразделения. А уже после, постепенно вникая в специфику подразделения, приступил к выполнению боевых задач.
Когда в батальоне начало формироваться направление беспилотной авиации, командование стало подбирать бойцов с техническим мышлением и способностями к обучению. "Малой" оказался в числе тех, кому предложили попробовать себя в новом деле. Его интерес к электронике и работе с техникой сыграл решающую роль.
— Позывной мне дали сослуживцы, потому что я был самым молодым во взводе. Так и привязалось — "Малой", — отмечает мой собеседник. — Меня с самого детства тянуло к технике, поэтому направление БПЛА было самым логичным решением и выбором. Именно в этом подразделении я могу приносить наибольшую пользу.
Полученные в гражданской жизни знания в области компьютерных систем нашли применение на передовой. Работа с техникой, настройка оборудования, восстановление дронов — все это стало частью повседневной службы. Он отмечает, что подготовка операторов в то время только начинала набирать обороты. Многое приходилось осваивать самостоятельно. Военнослужащие выезжали в Севастополь, где в течение определенного времени проходили первичную подготовку и знакомились с основами управления беспилотниками.
После этого обучение продолжилось уже в тыловом районе подразделения. Парни оборудовали собственную площадку, где оттачивали навыки управления БПЛА, разрабатывали упражнения, работали с картами, тренировались искать заданные точки, а также отрабатывали сбросы. В ход шло все, что попадалось под руку — банки, камни, подручные предметы. Постепенно сформировалась собственная система подготовки, позволявшая быстро повышать уровень подготовки операторов "птичек".
Проверка боем
Результаты тщательной подготовки не заставили себя долго ждать. "Малой" участвовал в освобождении от укронацистов территорий Курской области. Батальону была поставлена задача зачищать лесные массивы за одним из населенных пунктов. Разведка выявила укрытие противника.
После ударов беспилотниками движения в укрытии неонацистов замечено не было. После чего к нему выдвинулась штурмовая группа из четырех человек. Военнослужащие разделились на пары и продвигались по краю леса: с одной стороны — открытое поле, а с другой — глубокий овраг. Подойдя вплотную, они забросили внутрь гранаты, чтобы точно обезвредить прячущихся бандеровцев, однако укрытие оказалось слишком глубоким, и результат оказался минимальным.
Мой собеседник отмечает, что почти сразу противник вызвал подкрепление, начала работать артиллерия. Наши парни начали отходить, укрываясь за деревьями. Неонацисты стали приближаться с двух направлений, а вражеский пулеметчик занял выгодную позицию и перекрыл единственную тропу для возможного отхода.
— Мне дали команду работать со сбросами, — вспоминает "Малой". — Первые два вылета были неудачные — из-за рельефа не получалось опуститься низко, приходилось работать примерно с двухсот метров. Третья попытка тоже не дала результата. А на четвертой получилось точно прицелиться. Граната упала буквально в двадцати сантиметрах от вражеского пулеметчика. Цель была уничтожена.
После этого наша штурмовая группа смогла отойти на безопасное расстояние и занять укрытия. После чего в ход пошла уже наша артиллерия и FPV-дроны, полностью уничтожив вражеское укрытие. После подхода подкрепления бойцам оказали первую помощь и завершили зачистку участка.
За образцовое и мужественное выполнение боевых задач в зоне проведения специальной военной операции командир расчета разведывательного БПЛА одного из подразделений отдельной гвардейской бригады морской пехоты Черноморского флота с позывным "Малой" был удостоен двух государственных наград — ордена Мужества и медали "За храбрость".
Виктор ВОРОНОВ