KrasnodarMedia, 21 декабря. В Краснодаре весной 2026 года пройдёт второй музыкально-гастрономический фестиваль "ГРИЛЬ! РЕСТ! ФЕСТ!" (6+), делающий акцент на культуре гриля и уличной кухни. Один из его организаторов, Максим Беркович, в интервью информагентству рассказал о том, как воспринимает гастрономический потенциал города, о поиске баланса в программе для разной аудитории и о том, какое наследие фестивали оставляют в городской среде.

Максим Беркович. Фото: Из личного архива М. Берковича
— Максим, каким вы видите Краснодар в контексте гастрономической культуры? В чем его самобытность и каков культурный код у гастрофестивалей?
— С Краснодаром и его гастрономической составляющей мы познакомились плотно именно в процессе подготовки фестиваля. До этого я, конечно, я был наслышан о том, что это очень активно развивающийся город и регион. Мне нравится, что здесь ко всему подходят креативно, хотят сделать круто, удивить. Здесь есть очень интересные молодые проекты.
Публика отзывчивая на новые идеи, и модные веяния в гастрокультуре, ресторанном бизнесе, крафтовых проектах здесь хорошо принимаются. Краснодар — столица южного региона, и многие концепции, которые здесь рождаются или приходят, раскрываются по-новому. Теплый климат тоже играет роль — летние форматы живут дольше.
Если говорить о самобытности, то, наверное, это особый подход к ресторанному бизнесу и культуре посещения. Есть ощущение, что в городе все друг друга знают, и здесь прекрасно работает сарафанное радио. Люди очень живо реагируют на интересные концепции. Это такая синергия, словно игра в настольный теннис: ресторан открылся — публика отреагировала. Здесь стараются делать проекты на высоком уровне, даже если они небольшие.

Гриль-культура и живая музыка найдут баланс на фестивале в Краснодаре. Фото: Пресс-служба фестиваля "ГРИЛЬ! РЕСТ! ФЕСТ!"
Культурный код подобных фестивалей, в первую очередь, заключается в гриле. Это про обжарку определенного сорта мяса, про уличную культуру готовки, которая уходит корнями в историю, когда нужно было приготовить много, вкусно и чтобы продукты долго не портились. Это целый пласт знаний — от смокеров и стейков до специальных откормов скота.
Очень важно делать акцент именно на этом подходе к совместному времяпрепровождению, потому что готовка на гриле, как и шашлыки, — это объединяющее занятие. Культура общения, связанная с едой, когда друзья и родственники собираются вместе. От углей всегда исходит тепло, инеобходимо передать это ощущение тепла и единения. Наш фестиваль гастрономический, со свободным входом, и мы планируем "вырастить" его так, чтобы он вызывал интерес не только на юге России, но и по всей стране.
— Организация масштабного события — это уравнение со множеством переменных. Какой аспект подготовки нового фестиваля для вас наиболее сложен? Над какими ошибками вы работаете?
— Да, мероприятие получилось действительно масштабным, о нем услышали во многих городах. Он прошел успешно, но, конечно, были свои шероховатости, поскольку это был первый опыт на новой площадке.
Самое сложное в подготовке нового фестиваля — не повторить, а улучшить. У нас нет цели сделать "так же". Когда фестиваль проходит из года в год, и все знают, чего ожидать, наша задача — ломать эти ожидания. Вот это и есть самый сложный "пазл": придумать, как скреативить, как подать событие по-новому в таком большом формате.
Естественно, мы оставим классическое наполнение — еду, музыку, но хотим усилить именно лайфстайл-составляющую и элементы гриль-культуры. Что касается ошибок, да, мы их тщательно разбираем. Была, например, небольшая проблема со входами, не удалось сделать их максимально просторными. В следующий раз мы постараемс это исправить, чтобы все было легко и комфортно. В целом, сложность — это и есть наш вызов: сделать фестиваль еще музыкальнее, вкуснее, интереснее для детей, привезти новых шефов, чтобы событие запомнилось надолго.
— Современный фестиваль должен быть актуальным и для молодежи, и для семей. Как находить этот баланс в своей программе?
— Совершенно верно, фестиваль должен быть для всех. Мы позиционируем себя не только как гастрономическое, но и как лайфстайл-событие. Это образ жизни, где интересно будет каждому — от детей до взрослых.
В первую очередь — это, конечно, еда. Организаторам необходимо продумывать, что будут есть дети, какие зоны будут выделены для них, какое меню и активности.
Как показывает практика, для молодежи важна насыщенная музыкальная программа, игровые активности с призами, зона стритфуда. Более взрослая аудитория чаще обращает внимание на саму гастрономическую программу. В общем, фестиваль — это и есть постоянный баланс. Можно сделать акцент на чем-то одном, а можно создать пространство, где каждый найдет свое. Еда и музыка — та золотая середина, которая нравится всем.

Гриль-культура и живая музыка найдут баланс на фестивале в Краснодаре. Фото: Пресс-служба фестиваля "ГРИЛЬ! РЕСТ! ФЕСТ!"
Музыкальную программу также подбираем с расчетом на разные возраста, чтобы артисты были интересны широкой аудитории. Мы приглашаем и энтузиастов гриль-культуры для показательных шоу. В общем, фестиваль — это и есть постоянный баланс. Можно сделать акцент на чем-то одном, а можно создать пространство, где каждый найдет свое. Мы выбираем второй путь, ведь наша аудитория очень разная по возрасту. Еда и музыка — та золотая середина, которая нравится всем.
— Фестивали обычно длятся несколько дней, но их эффект, в идеале, должен оставаться в городе дольше. Какое "наследие" — социальное или культурное — оставляют после себя подобные события? Меняют ли они что-то в городской среде?
— Вы правы, суть подобных фестивалей — помогать многим проектам, даже локальным, заявить о себе, по-новому взаимодействовать с аудиторией. Это большая площадка для нетворкинга — и для участников, и для гостей. Люди видят новые форматы, перенимают идеи.
Когда зарождается крупное событие, у которого есть потенциал вырасти во флагманский, ассоциирующийся с городом, — это очень важно. Есть примеры небольших городов в мире, которые стали известны благодаря ежегодному джазовому или другому фестивалю.
Фестивали поднимают планку для всех — и для нас как организаторов, и для города. Они создает позитивные эмоции, объединяет людей, рождает новые знакомства.Это формирует новую, позитивную привычку и культуру досуга.
— Что лично для вас является самой большой наградой в этой работе?
— Самая большая награда — это эмоции. Радость от того, что мы увидели, как приходит огромное количество людей, они общаются, гуляют, улыбаются. Для первого фестиваля это было особенно ценно. Теперь нам хочется оправдать доверие и тех, кто уже был, и новых гостей.

Гриль-культура и живая музыка найдут баланс на фестивале в Краснодаре. Фото: Пресс-служба фестиваля "ГРИЛЬ! РЕСТ! ФЕСТ!"
Фестиваль — это маленькая жизнь. Кажется, что он длится три дня, но на самом деле цикл занимает полгода и больше: подготовка, само проведение, демонтаж, анализ. Потом небольшой перерыв — и снова погружение в подготовку новой истории. Для нас это личная отдушина, которую мы делаем для людей, чтобы всем было комфортно, классно и чтобы они унесли с собой позитивные впечатления. Эмоции и радость гостей — вот главный итог и награда.
— Кто чаще всего становится участником гастрофестивалей?
Мы рассматриваем самые разные заявки. Участником может стать гастропроект, производитель крафтовых изделий или кухонной утвари, крупная компания. Конечно, не все подходят по концепции — у нас есть определенная программа и музыкальная дирекция, которая формирует line-up.
У каждого фестиваля всегда самые разные заявки. Это могут быть и гастропроекты, производители крафтовых изделий или кухонной утвари, а также крупные компании. Все зависит от концепции того или иного фестиваля, но организаторы всегда должны быть открыты к диалогу и если кто-то не прошел отбор в этот раз, то настраивать участников на то, что есть возможность лучше подготовиться и участвовать в следующем мероприятии.
Мы рассматриваем самые разные заявки. Подать их можно на нашу электронную почту grillrestfest@yandex.ru. Участником может стать гастропроект, производитель крафтовых изделий или кухонной утвари, крупная компания. Конечно, не все подходят по концепции — у нас есть определенная программа и музыкальная дирекция, которая формирует line-up.
Но мы всегда открыты к диалогу. Если кто-то не прошел отбор в этот раз, есть возможность лучше подготовиться и участвовать в следующем. Мы рады как ресторанам и стритфуд-точкам, так и производителям чего-то интересного, что может увлечь гостей. Ведь фестиваль — это не только про еду, но и про все, что может создать уникальную атмосферу.
Фестиваль "ГРИЛЬ! РЕСТ! ФЕСТ!" вернется в Краснодар весной Главный гастрофест Кубани набирает обороты




