Многие водители считают, что если основной сигнал светофора зеленый, то повернуть направо можно, даже если дополнительная секция со стрелкой не горит. Эта распространенная ошибка ежегодно становится причиной тысяч штрафов. Верховный суд РФ окончательно разъяснил этот спорный момент, и его позиция категорична.
Что говорит закон?
Согласно ПДД (п. 6.3), если стрелка в дополнительной секции не включена, движение в указанном ею направлении запрещено. Черная контурная стрелка на основном зеленом сигнале (п. 6.4 ПДД) — это лишь информационная табличка. Она сообщает, что на перекрестке в принципе есть такое направление, но не дает права ехать, когда ее подсветка выключена. Допсекция — это по сути отдельный мини-светофор для вашей полосы.
Чем грозит нарушение?
Проезд на негорящую стрелку квалифицируется как проезд на запрещающий сигнал светофора (ч. 1 ст. 12.12 КоАП) и карается штрафом в 1500 рублей. Повторное нарушение в течение года грозит штрафом в 5000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев. Дополнительный риск — создание помехи другим участникам движения, которые в этот момент имеют преимущество.
Позиция Верховного суда
Водители неоднократно пытались оспорить штрафы, аргументируя тем, что запрет неочевиден. Верховный суд в своих обзорах судебной практики поставил точку: правила сформулированы однозначно. Неактивная дополнительная секция означает прямой запрет. Наличие или отсутствие контурной стрелки-подсказки не меняет сути.
Как правильно действовать?
Алгоритм прост:
- Подъехав к светофору с допсекцией, сразу смотрите на два элемента: основной сигнал и стрелку;
- Если стрелка не горит, значит, движение запрещено. Останавливайтесь и ждите, пока она загорится зелёным, даже если основной "глаз" всё это время зелёный;
- Если стрелка зеленая, то движение разрешено с учетом общего правила: необходимо уступить дорогу пешеходам и транспортным средствам, имеющим приоритет.
Какие 3 документа нельзя показывать инспектору ГАИ — рассказал юрист