До конца 2025 года "Росатом" определит место для строительства новой Южной АЭС. Среди вариантов — Волгодонск в Ростовской области и Ейск в Краснодарском крае. Какие преимущества несёт строительство АЭС для экономики Кубани — в материале ИА KrasnodarMedia.
Долой дефицит!
Ейск отвечает всем требованиям для эксплуатации подобных объектов. Волгодонск же может похвастаться действующими энергоблоками мощностью свыше 4 ГВт, развитой инфраструктурой и подготовленным персоналом.
Среди списка претендентов ранее обсуждался и Новочеркасск, но его исключили из-за близости к внешним границам РФ. Хотя потенциально он нёс экономическую выгоду в плане строительства сетей. Генеральная схема развития электроэнергетики до 2042 года гласит о том, что строительство Южной АЭС с двумя энергоблоками ВВЭР-1200 (2400 МВт) заработают к 2036 и 2039 годам.
Её строительство — ключевой шаг для устранения прогнозируемого дефицита мощности в энергосистеме юга России, о чём неоднократно напоминал Комитет Госдумы по энергетике. Он не раз призывал ускорить процесс выбора площадки.
Юг России активно развивается в промышленном плане, растёт население, в связи с чем и столкнулся с серьёзной энергетической проблемой. По прогнозам, к 2030 году дефицит мощности в энергосистеме может достигнуть внушительных 2,4 ГВт. Это означает, что в пиковые часы потребления энергии может просто не хватить, что и приведёт к перебоям.
Чтобы избежать столь серьёзного энергетического вызова, предлагается комплекс мер, направленных на повышение генерации, эффективности использования энергии и оптимизацию тарифной политики. Первый пункт включает в себя как строительство новых АЭС, так и модернизацию уже существующих. Создание систем накопления позволит сберечь излишки электричества в периоды низкого потребления и использовать их для покрытия растущего спроса в часы пик. Ну и третий вариант — самый простой и выгодный — повысить тарифы на электроэнергию.
Бояться не надо — АЭС безопасна?
Доктор права НИУ "ВШЭ", адвокат Вячеслав Плахотнюк полагает, что первые два способа требуют многомиллиардных инвестиций, причём технологии и оборудование для высокоэффективных СНЭ ещё предстоит разработать и изготовить. Третий способ, по его словам, денег не требует, но чреват торможением развития региона и негативными социальными последствиями.

Вячеслав Плахотнюк. Фото: unionlawyers-russia.ru
— Строительство станции могло бы быть долгосрочным выходом, однако Южная АЭС включена в генеральную схему размещения объектов энергетики до 2042 года. Стоимость реализации проекта — до 0,5 трлн рублей, что сопоставимо с годовым бюджетом Краснодарского края, — анализирует экономист, подчеркнув, что с точки зрения экономики Кубани проект выгодный.
Эксперт уточнил, что речь идёт об инвестиции и строительстве национального масштаба с десятками тысяч рабочих мест и появлении источника энергии, необходимой для развития всего Юга России.
— Другое дело, что люди обеспокоены экологической безопасностью объекта, и эту тревожность необходимо развеять, — считает Вячеслав Плахотнюк.
Общественное опасение понять можно: помнит народ негативные последствия прошлых аварий, загрязнений и безответственного отношения к природе. Вот и опасаются повторения подобных сценариев.
Экономически — хорошо, а экологически?
Вопрос строительства любого крупного промышленного объекта, включая АЭС, требует максимальной открытости, соблюдения всех процедур оценки воздействия на окружающую среду и учёта мнения общественности, настаивает Сюзанна Торосян, юрист в сфере экологии компании Zharov Group.

Сюзанна Торосян. Фото: Из личного архива С. Торосян
— Современные атомные станции поколения "3+", которые строятся в России, оснащены передовыми системами безопасности, многократно резервирующими и исключающими выход радиации за пределы конструкций даже в случае гипотетических внешних воздействий или внутренних нештатных ситуаций, — поясняет юрист.
Она добавила, что с точки зрения выбросов в атмосферу в штатном режиме работы АЭС — один из наиболее экологически чистых источников энергии, не производящий парниковых газов. Но есть одно "но".
— Однако ключевыми с юридической и общественной точки зрения являются безусловное соблюдение всех норм при выборе площадки, включая сейсмические исследования, анализ водных ресурсов для охлаждения, и проведение полноценной общественной экологической экспертизы. Население должно быть вовлечено в процесс обсуждения, а все выводы государственной экспертизы — доступны, — уверяет Торосян.
Риски для здоровья и природы при корректном выборе площадки, современном проекте и строгом соблюдении всех регламентов строительства и эксплуатации сводятся к минимуму.
— Таким образом, основная задача — не оспаривать саму возможность строительства, которое может обеспечить регион чистой энергией, а гарантировать, что этот процесс будет абсолютно прозрачным и подчиненным закону, с учётом всех возможных факторов и с обеспечением прав граждан на благоприятную окружающую среду, — заключила правовой представитель.