Проверка документов на дороге — обычная и достаточно рутинная процедура для водителей. Однако, когда сотрудник ГАИ требует открыть капот автомобиля, многие водители оказываются в затруднении. Часто они без колебаний выполняют его просьбу, не задумываясь о возможных последствиях. Тем не менее, такая поспешность может привести к нежелательным последствиям, и важно понимать, почему открывать капот стоит только в определённых случаях.
В первую очередь стоит отметить, что законодательство не обязывает водителя открывать капот исключительно для сверки номеров деталей автомобиля во время стандартной дорожной проверки. По правилам, такие действия могут быть предприняты только после составления протокола досмотра. Это требование закреплено в пункте 197 приказа МВД РФ № 664, который регулирует порядок проверки транспортных средств.
Нередко инспекторы требуют открыть капот без оформления протокола, что открывает для них возможность провести более подробное исследование автомобиля. Формально инспектор вправе сверить номера, но это не даёт ему права оценивать техническое состояние машины. Например, он может заметить небольшую утечку тормозной жидкости, что, по закону, является основанием для штрафа и запрета эксплуатации автомобиля до устранения неисправности. По статье 12.5 КоАП РФ, управление транспортным средством с неисправностями, угрожающими безопасности, может обернуться штрафом в размере 500 рублей.
Помимо этого, инспектор может обвинить водителя в том, что он не проверил техническое состояние автомобиля перед поездкой, что нарушает требования правил дорожного движения (пункт 2.3.1 ПДД). В такой ситуации избежать штрафных санкций можно было бы, если бы водитель настаивал на составлении протокола досмотра, что являлось бы необходимым шагом в рамках правового регулирования, передает портал njcar.ru (16+).