Краснодарский край, как один из самых динамично развивающихся регионов России, может стать одной из первых площадок для возвращения международных брендов. Эксперты считают, что конкуренция сильно возрастет, так как занятые ниши никто просто так отдавать не станет на рынке, который формировался почти три года. ИА KrasnodarMedia собрало мнения специалистов о том, какие бренды первыми вернутся в Кубань.
Политолог-международник Анастасия Симонова отметила, что среди иностранных компаний, приостановивших деятельность в Краснодарском крае, можно назвать: "McDonald"s", "Visa", "Mastercard", "Airbnb", "Samsung", "PayPal", "Nike", "IKEA", "Mango" и ряд других. На данный момент наиболее вероятным является возвращение на кубанский рынок испанского ритейлера "Inditex", который представляет такие бренды, как: "Zara", "Pull&Bear", "Massimo Dutti", "Bershka", "Stradivarius", т.е. бренды одежды и аксессуаров.
Также эксперт считает, что существуют некоторые подвижки деловой активности со стороны компании "Mars" (сладости). В то же время шведский бренд "H&M" (одежда, обувь и аксессуары) заявляет об отсутствии планов по возвращению на российский рынок.
— До ухода иностранных брендов в экономику Краснодарского края было вложено более 12 млрд долларов. Ситуацию с объектами недвижимости каждой компании нужно рассматривать отдельно. Например, завод южнокорейской компании "Samsung" по-прежнему принадлежит "Samsung", хотя у помещения на настоящий момент есть арендаторы, — заключает Смирнова.
Бизнес-консультант, специалист по коммуникациям, антикризисному PR Павел Майдан рассказал ИА KrasnodarMedia, что первыми вернутся американские бизнесы и бренды, такие как PepsiCo, Coca-Cola, Apple, Microsoft, Cisco, Johnson&Johnson, Nike, а возможно, Ford, нефтесервисные компании и зерновые трейдеры.
— Все предельно логично, США повернулись к нам лицом для диалога, а Европа нет, поэтому на счет европейских брендов на данный момент все не так однозначно, — говорит Майдан. — Большинство компаний, таких как Ikea, H&M и Zara, продали свои активы или заявили о полном уходе, что делает их возвращение маловероятным в ближайшие годы. В то же время компании типа Bosch и Continental, которые приостановили свою работу, могут возобновить её, если санкции будут сняты и политическая ситуация улучшится. Однако это зависит от долгосрочных решений и экономической выгоды.
Эксперт отметил, что после ухода компаний их активы перешли в разные формы собственности: переданы местным операторам: например, рестораны McDonald"s были переименованы в "Вкусно — и точка" и продолжают работать под новым брендом. Заброшены: некоторые объекты, такие как склады IKEA, пока остаются без использования. Перепрофилированы: часть объектов была адаптирована под нужды других компаний. Например, бывшие магазины H&M теперь используются местными ритейлерами.
По словам Павла, некоторые бренды, такие как Bosch и Continental, важны для промышленности, их уход затрудняет доступ к качественным автозапчастям. Розничные сети типа Ikea трудно заменить, но местные альтернативы, такие как "ВкусВилл", "Hoff" или "Лента", уже заменяют нишу. Без Starbucks, McDonald"s, KFC, Subway, PepsiCo или H&M можно обойтись, так как рынок адаптируется, заменяя отечественными брендами.
— Возвращение компаний будет зависеть от государственной политики и договоренностей лоббистов этих компаний в правительстве, включая налоговые льготы и снятие санкций. Маркетинговые стратегии могут включать в себя локализацию брендов через партнерства с привлечением компаний, PR-кампании — акцент на восстановление доверия. Возвращение ушедших брендов на российский рынок — это сложный, но возможный процесс. Успех будет зависеть от их готовности адаптироваться к новым условиям, учитывать интересы местных потребителей и выстраивать доверительные отношения с аудиторией, — подытожил бизнес-консультант Майдан.
Ранее ИА KrasnodarMedia писало о возможном возвращении Visa и Mastercard. Об этом изданию рассказала Кристина Аксенова, руководитель направления отдела развития цифровых каналов и банковских карт ББР Банка.
На фоне недавнего смягчения отношений между Россией и США есть вероятность, что некоторые западные производители вернутся на отечественный рынок. Какие предприятия готовы к возвращению и ждут ли их на Кубани — в материале ИА KrasnodarMedia.

Названы компании, готовые вернуться на российский рынок