Техосмотр автомобилей продолжает оставаться актуальной темой для многих водителей. В последние годы законодательство в этой области претерпело значительные изменения, что породило немало вопросов и недоразумений. Несмотря на то что диагностика транспортных средств больше не является обязательной для оформления полиса ОСАГО, процедура техосмотра всё же не утратила своей значимости для ряда категорий транспортных средств и водителей.
Ранее техосмотр был необходим для того, чтобы получить полис ОСАГО, и отсутствие диагностической карты автоматически лишало владельца права выезда на дорогу. Однако с последними изменениями в законодательстве теперь получение диагностической карты не требуется для оформления страховки. Это, однако, не означает, что техосмотр отменён полностью. Важность этой процедуры сохраняется для некоторых категорий автомобилей и водителей.
На сегодняшний день обязательный техосмотр касается, в первую очередь, автомобилей, использующихся в коммерческих целях. Речь идёт о транспорте, задействованном в такси, а также об служебных и иных коммерческих автомобилях. Это связано с необходимостью постоянного контроля их технического состояния, чтобы обеспечить безопасность эксплуатации таких транспортных средств. В случае нарушений владельцы таких автомобилей могут быть оштрафованы на сумму до 2000 рублей.
Помимо этого, техосмотр остаётся обязательным, если владельцы автомобилей вносят изменения в конструкцию транспортного средства. Например, если автомобиль оснащается газобаллонным оборудованием, владельцу придётся пройти техосмотр, чтобы зарегистрировать эти изменения в ПТС. Также обязательный техосмотр потребуется при замене двигателя или установке нештатного фаркопа, если такие изменения требуют внесения поправок в документы.
Особое внимание стоит уделить вопросу приобретения подержанных автомобилей. Для транспортных средств, чей возраст превышает четыре года, прохождение техосмотра при регистрации является обязательным. Важно учитывать, что возраст автомобиля определяется по году его выпуска, а не дате производства. Таким образом, в 2025 году техосмотр потребуется пройти всем автомобилям, произведённым до 2021 года включительно.
Для владельцев личных автомобилей, не занимающихся коммерческой деятельностью, необходимость в регулярном прохождении техосмотра отсутствует. Такая обязанность не распространяется на автомобили, которые используются исключительно для личных нужд. Также стоит отметить, что для регистрации прицепов, масса которых не превышает 3,5 тонн, диагностическая карта не требуется.
Несмотря на то, что для большинства водителей техосмотр не является обязательной процедурой, всегда существует возможность пройти её по собственной инициативе. Если владелец автомобиля решит провести диагностику транспортного средства, он может обратиться в соответствующий пункт техосмотра. Это даёт возможность проверить техническое состояние автомобиля и удостовериться, что он соответствует необходимым стандартам безопасности.
С недавними изменениями в законодательстве процесс техосмотра стал более сложным и дорогим. В частности, теперь при прохождении осмотра автомобили фотографируются, а снимки загружаются в единую базу данных. Это затруднило возможность получения диагностической карты без фактического прохождения техосмотра, как это было раньше, что увеличивает затраты и снижает риск фальсификации диагностических карт.