В 2025 году российское правительство назначило сочинскую компанию ООО "ТоннельЮжСтрой" ответственной за проектирование и строительство автомобильного моста через реку Туманная. Она протекает на границе России и КНДР. Завершение проекта запланировано на конец 2026 года. Успеют ли завершить работы в столь краткий срок, чем выгодна дорожная линия между двумя странами, и почему выбор пал на подрядчика с Кубани — в политнеделе ИА KrasnodarMedia.
Мост прогресса и открытости
Премьер-министр России Михаил Мишустин издал распоряжение о строительстве автомобильного моста между Россией и Северной Кореей до 31 декабря 2026 года. Идея о его возведении возникла еще в 2018 году, но проект отложили из-за пандемии коронавируса. На данный момент имеется только одна железнодорожная линия Мост Дружбы, по которой в конце января этого года прошёл тестовый туристический поезд в северокорейский Раджин.
— Новый мост станет первым автомобильным соединением между Россией и КНДР на этом участке границы, добавляя к существующему железнодорожному Мосту Дружбы, — рассказывает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — Решение о строительстве приняли после подписания соглашения между РФ и КНДР в июне 2024 года во время визита президента Владимира Путина в Пхеньян. Это соглашение подчеркивает намерение обоих государств усилить экономические и культурные связи. "ТоннельЮжСтрой" будет выполнять не менее 60% работ самостоятельно, хотя им разрешено привлекать субподрядчиков для выполнения остальных задач. Мост не только улучшит транспортное сообщение, но и может стимулировать развитие торговли и туризма между двумя странами, что особенно важно для КНДР, которая стремится к экономическому прогрессу и открытости.
По мнению эксперта, мост вызывает определенные геополитические вопросы, особенно со стороны Китая, поскольку часть реки Туманная служит границей между КНР и КНДР, а также КНР и Россией в устье реки.
— Китайские интересы в регионе включают вопросы судоходства, и высота моста будет критическим параметром для обеспечения возможности прохождения крупнотоннажных судов в будущем. Мост через реку Туманная становится не только инфраструктурным проектом, но и символом укрепления союзнических отношений между Россией и Северной Кореей, а также зоной для потенциальных дипломатических переговоров между Россией, КНДР и Китаем, — отметил Стрельников.
Антон Колесников, директор компании "КАП Групп" (специализация — строительный консалтинг), считает, что проект даст больше маневра двум странам. По его словам, развитие проект получил после июньского визита президента РФ Владимира Путина в КНДР. Мост длиной около 850 метров, в возведении которого примут участие обе страны, станет важной частью стратегии по укреплению отношений между Москвой и Пхеньяном на фоне растущего военного и гуманитарного сотрудничества. Расширение двусторонней транспортной инфраструктуры положительно скажется на развитии экономики Приморья и улучшит перспективы КНДР в качестве туристического направления для россиян.
Цена вопроса
Как рассказал управляющий партнер консалтинговой компании "2Б Диалог", член экспертного совета СРО Ассоциация "РОО" Борис Богоутдинов, проект сложный и уже ограничен заявленным временем. Пока можно оперировать общими цифрами. Прокладка дороги третьей категории (местное значение — прим. ред.) может составлять порядка 37 млн рублей за 1 км. Если рассматривать автодороги второй категории, которые классифицируются как трассы местного назначения, стоимость строительства варьируется в зависимости от сложности объекта, например наличия специальных сооружений и инфраструктуры (развязки, объездные дороги, путепроводы, системы освещения и управления движением, специально выделенные зоны отдыха, разделительные полосы и др.). В таком случае 1 км дороги составит порядка 45 — 96 млн рублей, без учета мостов и тоннелей. Для первой категории дорог (высокоскоростные трассы) — от 120 млн и может достигать 400 — 450 млн рублей за 1 км.
Эти расходы включают в себя относительно простую инфраструктуру. Если рассматривать строительство среднестатистического моста длиной 500-700 метров через реку — от 1 до 4 млрд рублей, если конструкции более сложные, бюджет может быть существенно больше. Тоннели, как и мосты, имеют свою специфику, и ценообразование по ним зависит от протяженности и глубины залегания, поэтому порядок цифр такого тоннеля может находиться в интервале 1,5 — 4,5 млрд рублей за 1 км.
— Все будет зависеть от методов строительства, сложности горных пород, рельефа. Поэтому итоговая стоимость может быть определена на основании разработанного проекта, — заключает Богоутдинов.
Только плюсы
Появление моста в 2027 году оптимизирует логистику между регионами, что важно с точки зрения стратегического развития стран. Плюс нельзя забывать о дополнительном притоке инвестиций и создании рабочих мест.
— Создание нового транспортного коридора для России в условиях санкций усилит позиции России в Восточной Азии. Мост обеспечит интеграцию не только с КНДР, но и с другими странами Азии по инициативе "Один пояс — один путь", только стимулируя двустороннюю торговлю с самим КНДР. Поднятый в последние 10 лет вопрос освоения Восточной части России и граница Приморского края с КНДР через реку Туманная может дать дополнительные двусторонние стимулы экономического развития, — рассказывает Богоутдинов.
Кроме того, в части экономики это оптимизация логистики, повышение эффективности, в том числе сокращение времени доставки и рисков блокировок.