Пришлось вмешаться Путину: почему за месяц не справились с экологической катастрофой на Кубани
Мазут с танкеров отравляет Черное море и побережье
Президент России Владимир Путин на первом совещании назвал работы по ликвидации последствий катастрофы в Черном море явно недостаточными. Не решены проблемы с утечкой нефтепродуктов, подъемом танкеров, технической и технологической оснащенностью. Помимо этого, не была создана комиссия по минимизации ущерба для экономики и экологии. Как изменится ситуация после критики главы государства, и с какими сложностями столкнутся спасатели и местные власти, выяснял корр. ИА KrasnodarMedia.
Такого еще не было?
Крушение двух танкеров "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239" произошло утром 15 декабря 2024 года из-за сильного шторма. Из 28 членов экипажа погиб один. По данным Минтранса, в результате аварии в Черное море попало 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов (это меньше, чем предполагалось изначально — прим. ред.).
Специалисты Морспасслужбы отметили, что это первая в мире авария с "тяжелым" топочным мазутом марки М-100. Он застывает при температуре 25℃. В отличие от других нефтепродуктов, он не всплывает на поверхность, а уходит на дно или плавает в толще воды. В мире нет испытанных технологий, как извлечь вещество из моря.
Ведущие ВУЗы и компании страны с опытом и технологическим оборудованием работают над поиском данного решения.
— Ученые разных направлений ищут технологии изъятия этого мазута со дна моря и с придонных поверхностей, — рассказывает директор Кубанского научного фонда, руководитель рабочей группы по коммуникациям с учеными Виктор Анисимов.
Сейчас над проблемой ломают голову два ведущих ВУЗа — Росси́йский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Без помощи не обойтись!
За все время операции спасатели и волонтеры собрали с пляжей Анапы и Темрюкского районов более 157 тысяч тонн замазученного грунта. Из них — 120 тысяч тонн находятся на временном хранении в хуторе Воскресенском. Ежедневно без выходных и праздников работает порядка шести тысяч активистов, задействованы около 400 единиц тяжелой техники, привлекаются и сельскохозяйственные машины.
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев отметил, что переработкой песка с нефтепродуктами занимаются четыре специализированных предприятия. По его словам, несмотря на ежедневную работу в мощном темпе, для утилизации загрязненного грунта необходимо больше времени и федеральные ресурсы. За помощью уже обратились к главе МЧС России Александру Куренкову.
— Летом, при больших температурах, крошка мазута начнет плавиться. Поэтому нужно продумать действенные способы просеивания песка, чтобы сохранить основную массу грунта, — заявил Кондратьев.
Сейчас специалисты “Сколковского института науки и технологий” применяют специальную сеть для сбора топлива. Она задерживает выход вещества на пляжи.
13 января премьер-министр Михаил Мишустин создал правительственную комиссию по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе. Ее возглавил вице-премьер Виталий Савельев.
— Важно значительно повысить эффективность работы, при этом надо привлекать дополнительные материальные, кадровые ресурсы и, что очень важно, привлечь сюда науку, — заявил Мишустин.
Что там с танкерами?
Два танкера перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута, в море вытекло около 26% от общего объема. Когда позволяла погода спасательным службам удалось произвести несколько операций по обследованию кораблей.
По данным Росморречфлота, 19 декабря водолазы обследовали кормовую часть "Волгонефть 239", находящегося на мели в районе мыса Панагия. Также была найдена носовая часть судна "Волгонефть 212", которая, оторвавшись, вызвала утечку нефтепродукта. Судно опрокинулось и лежало на грунте килем вверх. Кормовую часть обнаружили спустя двое суток в 6 км от носовой. Новые фрагменты нефтепродуктов регулярно выбрасывались на пляжи Анапы и Темрюкского района из-за волнения моря. 10 января у кормы "Волгонефть 239" зафиксирован разлив нефтепродуктов на 300 метров (площадь 2,8 тысяч кв. метров). Трещина в корпусе, вероятно, образовалась из-за шторма и оползня. Для сдерживания мазута установили боны, которые эффективны не более суток. Специализированная баржа "Пикник" собрала 11,3 кубометров нефтеводяной смеси.
12 января глава МЧС России Александр Куренков и члены федерального оперативного штаба прибыли в Анапу, где решили откачать топливо из поврежденной части танкера "Волгонефть-239", дающего течь, в течение 24 часов.
По словам министра Куренкова, специалистами проводится вся необходимая работа. Параллельно запланировали организовать подъезд к танкеру со стороны порта Тамань. Он добавил, что все необходимое — силы, средства и техника — есть и “теперь только борьба за сроки”.
Танкер. Оперативный штаб Кубани
Перед властями Кубани стояла главная задача — проложить дорогу, по которой пойдет техника, чтобы вычерпать мазут и увезти его на место временного хранения. К утру 13 января проезд вдоль берега под обрывом проложили. На это ушло менее трех суток с момента, как зафиксировали повторный выброс мазута с севшей на мель части судна. Всего сделали более 600 метров трассы.
Нефть vs животных
Сколько реально погибло животных в Черноморье — сложно сказать. Известно, что большая их часть занесена в Красную книгу России и Краснодарского края.
По словам эколога, президента АНО "Западный Кавказ" Юлии Набережной, один литр нефти и нефтепродуктов лишает кислорода 40 тысяч литров воды и ее обитателей. Однако специалист по промышленной экологии, эксперт "Центра охраны дикой природы" Игорь Шкрадюк отмечает, что мазут может оставаться в морской воде от месяца до нескольких лет, пока его не съедят бактерии.
Прогнозы аналитиков неутешительны. Океанологи затруднились дать оценку на реакцию экосистемы, но сошлись в одном — понадобятся годы, чтобы восстановление.
На спасение птиц кандидат биологических наук, директор АНО "Зеленая цивилизация" Дмитрий Федоров давал всего два-три дня с момента заражения. При попадании мазута на перья животные пытаются их очистить, часть вещества при этом проглатывают, что приводит к интоксикации. Сильно загрязненных пернатых после отмывания и осмотра ветеринаром, по словам биолога, нельзя выпускать в дикую природу. Они там не смогут выжить.
В Краснодарском крае даже после отмывания птиц от мазута треть их не выживает. Об этом заявил глава комитета ГД по молодежной политике Артём Метелев. По его словам, из всех пернатых, попавших в центр спасения, выживает лишь 30-40%. Основная часть погибает на стадии транспортировки — четверть не доживают до спасательной станции.
Пункт помощи птицам. Оперативный штаб Кубани
По последним данным, волонтеры и ветеринары обнаружили 5 678 птиц, которые вымазались в мазуте. В центры реабилитации Краснодарского и Ставропольского края передали 2 725 пернатых.
Как рассказали в научно-экологическом центре спасения дельфинов "Дельфа", с 5 января почти в два раза увеличилось количество дельфинов, погибших после разлива мазута. Всего после 15 декабря обнаружили 58 павших дельфинов. Состояние их тел показало, что они скончались не более трех недель назад, то есть после крушения танкеров.
Кто ответит за трагедию?
Владельцы судов "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" до середины лета должны поднять танкеры со дна Керченского пролива, говорится в сообщении МЧС РФ.
— В соответствии с распоряжением, судовладельцам необходимо до 16 февраля 2025 года разработать документацию, до 16 марта — приступить к судоподъему, закончить мероприятия собственники должны до 16 июня 2025 года", — говорится в документе. При этом министр ведомства Александр Куренков отметил, что процесс нужно ускорить.
Порталу “BAZA” стало известно, что фирме "Кама Шиппинг" (оператор судна "Волгонефть-212") налоговая инспекция доначислила налогов на 55,5 млн рублей и заблокировала счета в банках.
В конце декабря Роструд оштрафовал компанию.
"В ходе расследования установлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в непроведении для экипажа танкера обучения по охране труда, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим", — объясняли штраф представители ведомства.
СК России по Республике Крым и городу Севастополю предъявили обвинение капитанам нефтетанкеров "Волгонефть-239" и "Волгонефть-212" в совершении преступлений по статье ”Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего на одном из судов погиб член экипажа” (ч. 1 ст. 263 и ч. 2 ст. 263 УК РФ).
Капитанов обоих танкеров взяли под стражу до 17 февраля этого года.
— Правоохранительные органы дают оценки действиям капитанам судов. Мне докладывали, что, по их мнению, капитаны нарушили правило и не ушли в укрытие, [...] да и на якорь встали не там, где было положено, — сказал Владимир Путин во время Прямой линии.
Совещание президента. Оперативный штаб Кубани
Заявления президента России
Глава государства Владимир Путин подчеркнул важность создания комиссии и штаба, которые бы работали прямо на месте.
“Необходимо уже сейчас подумать и разработать планы подъёма этих танкеров”, — дал поручение главе МЧС президент. Он отметил, что кабмин и ведомства должны в кратчайшие сроки предоставить предложения по минимизации потерь и для экономики, и для экологии.
Владимир Путин поблагодарил волонтеров за активную гражданскую позицию и помощь в ликвидации последствий экологической катастрофы.
“Надеюсь, что с не меньшим уровнем ответственности и должностные лица будут относиться к тому, чтобы минимизировать последствия этой аварии и катастрофы”, — добавил глава России.