В Государственной Думе рассматривают инициативу об увеличении в несколько раз штрафа за езду без страховки. Предполагается, что административное наказание будет равняться по сумме стоимости полиса и возрастет в шесть раз. Повышение может произойти впервые за 20 лет с момента существования института ОСАГО. Инициативу уже поддержали в правительстве, МВД и участники рынка. Также парламентария хотят использовать дорожные камеры для проверки полисов. ИА KrasnodarMedia писало, что обратилось к экспертам, чтобы узнать, насколько данная инициатива будет действенной.
Страховой юрист Александр Катюков считает, что отсутствие полиса ОСАГО становится огромной проблемой после ДТП в связи с тем, что урегулировать вопрос в досудебном порядке не представляется возможным, в виду отсутствия денежных средств у виновника. При этом решение об увеличении штрафа назревало уже давно. Он напомнил, что эта тема поднималась в парламенте в 2020-м году.
— Вопрос привлечения автомобилистов за отсутствие полиса ОСАГО используя камеры фиксации правонарушений, может привести к еще большему перегрузу судов общей юрисдикции делами об отмене постановлений. Так как в соответствии с российским законодательством, после приобретения авто собственник обязан в течение 10 дней заключить договор ОСАГО. Однако регистрация автомобиля может быть аннулирована на продаваемом транспорте заранее и определить дату покупки автоматически система не сможет. Это значит, что огромное количество постановлений будет обжаловано и отменено, — говорит страховой юрист.
В защиту автолюбителей Катюков добавляет, что в некоторых регионах, включая Кубань, возникают большие сложности с оформлением электронной страховки. Зачастую водители не могут взять себе полис из-за отсутствия предложений от страховых компаний.
1-й зампредседателя Комитета ГД по контролю, депутат Госдумы от Краснодарского края Дмитрий Гусев считает, что предложенное увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО до трех-пяти тысяч рублей не обосновано в законопроекте.
— Штраф в 500-800 рублей уже действует, и неясно, как повышение повлияет на количество страховок. Особенно учитывая, что число застрахованных автомобилей растет ежегодно без изменений санкций. Тарифы остаются спорными и вместо повышения штрафов важно рассмотреть их справедливость, особенно в регионах с низким уровнем выплат, — заявил Гусев.
Ранее сообщалось, что в пояснительной записке к законопроекту указано, что небольшая сумма штрафа (который чаще всего оплачивают со скидкой 50%) приводит к тому, что водители вовсе не страхуют гражданскую ответственность.
В 2026 году планируют нарушителей фиксировать при помощи камер