В Краснодаре нет ни одного дня, чтобы какой-нибудь матерый аферист не обвел бы вокруг пальца очередную жертву. Мошенники эволюционируют постоянно, выманивая у людей сотни тысяч и даже миллионы рублей. Некоторые граждане даже берут займы и остаются не только без своих денег, но и в долгах перед кредиторами. О самых популярных мошеннических уловках в гостях у редакции ИА KrasnodarMedia рассказал начальник пресс-службы МВД Краснодара Артем Коноваленко.
У IT-мошенников есть собственный скрипт, который регулярно совершенствуется для получения нужного эффекта. По словам руководителя пресс-службы МВД Краснодара Артема Коноваленко, существует "ТОП" самых распространенных и модных ухищрений, которыми активно пользуются аферисты. Однако в нем уже не найти старые призывы заплатить деньги за сына, дочь, либо другого родственника, якобы попавшего в беду.
1. Звонки от государственных учреждений и организаций города
Сейчас мошенники звонят через мессенджеры и даже видеосвязь, представляясь сотрудниками банков, полиции или прокуратуры. Они создают видимость легитимности, надевая костюмы, демонстрируя фальшивые удостоверения. Чаще всего мошенники сообщают о подозрительной активности на счете жертвы и предлагают взять кредит, чтобы “спасти” деньги, переведя их на “безопасный счет”. Для убедительности жертве могут звонить несколько человек: якобы представители банка, Госуслуг и так далее, создавая панику и подтверждая действия друг друга.
2. Лже-инвестиции
Это предложения от “брокерских компаний” о выгодных инвестициях, быстрой прибыли. Жертвам рисуют картину легкого обогащения, присылают ссылки на фейковые сайты, где можно отследить “рост заработка”, что в народе называют “фишингом”.
— Аферисты предлагают “выгодные” инвестиции в фейковые акции. Жертвы месяцами вкладывают деньги, а затем остаются ни с чем, когда мошенники прекращают с ними общаться. Важно проверять наличие предлагаемой организации в официальном списке Центрального банка РФ, — подчеркнул руководитель пресс-службы МВД Краснодара Артем Коноваленко.
Краснодарцы стали жертвами фейковых сайтов, например, поддельного сайта пиццерии, где женщина потеряла 70 тысяч рублей, сообщив номер карты при оплате.
3. Дипфейки
Мошенники используют и дипфейки (методика синтеза изображения или голоса, основанная на искусственном интеллекте — прим. ред.), создавая точные копии голоса руководителя или коллеги с помощью нейросетей, чтобы обмануть сотрудников и заставить их помогать в “важном деле”.
По словам Артема Коноваленко, если гражданин заподозрил что-то неладное, лучше бросить трубку и перезвонить реальному своему знакомому. Лучше извиниться за обрыв беседы, чем перевести деньги аферисту.
4. Симки
Активно развивается схема с предложением “продлить договор” на сим-карту, либо интернет-услуги, запрашивая код из SMS-сообщения.
— Набирает обороты новый антитренд: лжеоператоры связи предлагают продлить договор на сим-карту. "Фишка" у нововведения такая: человеку приходит сообщение, код из которого необходимо сообщить звонящему. После сообщения необходимых злоумышленникам цифр, они получают доступ к сведениям человека, размещенным на Едином портале госуслуг и происходит взлом аккаунта, — подытожил Артем Коноваленко.
Для примера, к возглавляющему "ТОП" методу. Один из жителей Краснодара недавно лишился 88 млн рублей. Пенсионера аферисты держали в "тонусе" целый месяц, чтобы он перечислил, как можно больше средств на тот самый "безопасный счет". Это был состоятельный пожилой человек, он продал свой "Лексус" и прочее стоящее имущество, разве только не успел продать дом.
С первого сентября этого года в стране начала действовать важная акция — "Клади трубку!". Благодаря ей мошенник не сможет завести общение далеко и выманить деньги. А полиция краевого центра предупреждает, что никто не будет звонить человеку из банка или правоохранительных органов и просить перевести деньги или предоставить данные своей карты. А если с таким предложением позвонили — сразу кладите трубку!
Если поступил звонок от “сотрудника банка”, “полицейского” или “специалиста службы безопасности”? Главное — не поддаваться панике, потому что ни один представитель силовых ведомств или банковских учреждений не будет:
- Вести с вами длительные беседы по телефону о ваших финансах.
- Принуждать вас к каким-либо финансовым операциям (переводу денег или раскрытию данных карты).
- Спрашивать ваши коды или номера счетов.
Напомним, за полгода в Краснодаре зафиксировано 2854 случаев IT-мошенничеств. Поэтому в общении с неизвестными придерживаться одного принципа: "Кладите трубку!".