Любителей полихачить на дорогах может стать меньше
Фото: primamedia.su

Опасное вождение может встать в копеечку лихачам Кубани

Будет ли работать в Краснодарском крае новый закон об опасном вождении

Осенью 2024 года Государственная Дума рассмотрит законопроект об опасном управлении автомобилем, и уже в следующем году желающих "выпендриться" на дороге могут начать наказывать рублем. Автоэксперты уверены — необходимо прояснить термин "опасное вождение", иначе возникнет множество спорных моментов среди кубанских водителей. К чему может привести новый законопроект, выяснило ИА KrasnodarMedia.

"Покатушки" кончились! 

В России вводятся меры наказания за агрессивное вождение. К нарушениям будут относиться: несоблюдение требования уступить дорогу приоритетному транспортному средству, изменение полосы при плотном движении, когда все полосы заняты, игнорирование безопасной дистанции и бокового интервала. Помимо этого, к нарушениям относятся резкое торможение без необходимости для предотвращения аварий и создание препятствий для обгона.

Штраф за единичное нарушение предусмотрено от 3 до 5 тысяч рублей, в случае повторного — водителя могут лишить прав на срок до 3 месяцев. По мнению депутатов, этот закон может вступить в силу в 2025 году. В действующих ПДД отсутствуют меры наказания за опасное вождение, что, по мнению авторов законопроекта, одна из причин негативного поведения на дороге.

Впору вспомнить, что за первое полугодие 2024 года ГАИ Краснодарского края привлекла к ответственности более 200 водителей за превышение допустимого уровня шума от их транспортных средств. Не факт, что любители опасных маневров любят рычащие машины, считает автоэксперт Арсен Гаджиев.

—  Любой внешний тюнинг — для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, даже громкий выхлоп, — говорит Гаджиев. — Проезжаешь мимо прекрасных дам, дал газу в отсечку*, и привлек их красивые взоры на себя. Другого объяснения в мире автомобилистов на громкие и крутые движения на дорогах у меня нет. 

Напомним, что понятие "опасное вождение" появилось в тексте ПДД еще в 2016 году. Однако никакого наказания за это нарушение в КоАП РФ до сих пор не предусмотрено.

— Примечательно, что штрафы и лишение прав за опасное вождение пытаются принять уже не первый раз, — вспоминает автомобильный журналист, автор проекта(18+) Avtospravochnaya.com. Азат Булатов, — но каждый раз поправки отклоняют в первом чтении Госдумы. В последний раз это произошло совсем недавно — законопроект партии ЛДПР был отклонен 1 февраля 2024 года. Именно поэтому еще совсем не факт, что очередной законопроект о наказании за опасное вождение будет принят депутатами. 

По словам собеседника, в виде наказания важнее не размер штрафа или срок лишения, а неотвратимость самого наказания. 

— К примеру, за пьяное вождение сейчас грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5-2 года, однако количество пьяных водителей, несмотря на суровые последствия, существенно меньше не становится. Тут было бы полезно вспомнить советский опыт: три грубых нарушения ПДД за год — получи три "прокола" в правах, после третьего — сдай права в ГИБДД и ходи пешком. А штрафы, которые сейчас многие получают сотнями, нарушителями рассматриваются лишь как абонентская плата за нарушение: нарушил, оплатил, поехал нарушать дальше, — высказался Булатов.

Казнить нельзя помиловать?

Эксперты сходятся во мнении, что лихачей много на дорогах не только Краснодарского края, но и во всех регионах и ситуация в последнее время только ухудшается. В прошлом году, по официальной статистике ГИБДД, наблюдался заметный рост количества ДТП на дорогах, и в текущем году он не приостановился. Значительный вклад в печальную статистику вносят как раз практикующие опасное вождение водители. 

— Закон о наказании за опасную езду не будет работать никак, — уверен руководитель образовательной траектории в цифровой автошколе "Баранка" Дмитрий Сапцов. — Если прочитать определение опасного вождения, то оно состоит из перечисления отдельных нарушений, следующих друг за другом. 

Хорошее наказание, по мнению Сапцова, это работающее наказание, а для этого нужно подходить к законопроекту комплексно. 

— После введения штрафа нужно проинформировать всех причастных, почему нельзя практиковать опасное вождение и к каким последствиям это может привести. Объяснить, какое следует наказание, и начать выписывать протоколы. Если количество правонарушений по этой статье начнет снижаться, значит, все правильно сделали. Но если за правонарушение никто не штрафует или его невозможно доказать, то нет разницы, какой тип и размер наказания применять. Это не будет работать, — убежден директор цифровой автошколы.

Обсуждая закон о наказании за опасное вождение, который предполагает введение штрафов и лишение прав, можно выделить несколько ключевых аспектов, отмечает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников.

— Во-первых, важно понять, как именно этот закон будет работать на практике, — говорит Стрельников. — С одной стороны, нововведение может стать шагом к улучшению безопасности на дорогах, ведь рисковая езда — это не просто нарушение, а реальная угроза для жизни и здоровья как водителей, так и пешеходов. С другой стороны, многие эксперты и водители выражают сомнения в том, что штрафы в размере 3-5 тысяч рублей за первое нарушение и временное лишение прав за повторные нарушения действительно являются достаточным наказанием. Некоторые считают, что такие меры слишком мягкие и не способны изменить поведение лихачей. 

"Наказывать так наказывать!" — звучит в комментариях, и это действительно отражает мнение многих, кто считает, что штрафы и меры воздействия за нарушение должны быть более строгими и ощутимыми. 

— Возможно, стоит рассмотреть более серьезные меры, такие как увеличение штрафов или обязательные курсы по безопасности дорожного движения для нарушителей, — продолжает Стрельников. — Что касается наказания за опасное вождение, то многие эксперты предлагают более жесткие меры — штраф до 10-15 тысяч рублей за первое нарушение и более длительные сроки лишения прав. Это могло бы стать реальным сдерживающим фактором для тех, кто считает, что может безнаказанно нарушать правила. На дорогах Кубани, к сожалению, лихачи встречаются довольно часто. Например, в Краснодаре можно наблюдать агрессивную езду, когда водители не соблюдают дистанцию, подрезают друг друга и игнорируют правила. Это создает опасные ситуации и повышает риск ДТП. Поэтому введение нового закона может стать важным шагом к улучшению ситуации, но только если он будет подкреплен реальными мерами и строгим контролем. 

Сочинские легенды

26 августа 1933 года при совершении вечерней прогулки по Сочи, на въезде на Ривьерский мост, в автомашину вождя Советского Союза Иосифа Сталина врезался грузовик. Генералиссимус отделался легким испугом, а виновник аварии сбежал с места происшествия. Его задержали через десять дней в Ленинграде. После этого происшествия были приняты беспрецедентные меры по наведению порядка на Черноморском побережье. Все водители перерегистрировали свои автомобили, прошли проверку квалификации и дали подписки о привлечении их к ответственности (в том числе и уголовной) за нарушение правил уличного движения. Сочи стал образцовым городом по организации дорожного движения. Через некоторое время у Ривьерского моста, перед входом в парк Ривьера, установили монумент Иосифу Сталину, который воспринимается по сути как памятник ПДД.

Справка

Краснодарский край занял 67 место среди регионов по безопасности дорожного движения. По данным Госавтоинспекции России, в прошлом году на Кубани произошло более 6,1 тысяч ДТП. Погибли 793 человека, травмы получили 7,6 тысяч. На долю аварий с пешеходами в регионе приходится 27%, на ДТП, совершенные водителями в нетрезвом состоянии — 9%, из-за выезда на встречную полосу — 10%.

* Нажимая на педаль газа, при достижении определенных оборотов двигателя срабатывает так называемая отсечка.