Быть или не быть краснодарскому метрополитену?
Фото: freepik

Метро vs землетрясение: кто победит в Краснодарском крае

Эксперты рассказали ИА KrasnodarMedia о возможности появления метро на Кубани

Местные власти не теряют надежды построить в Краснодаре метро, несмотря на то, что регион периодически трясет. Последний раз землетрясение было зафиксировано в 28 км на юго-запад от столицы Кубани на глубине 10 км в январе 2024 года. Возможно ли строительство подземки в регионе с повышенной сейсмической опасностью, и есть ли способ предотвращения природных стихий — выяснил корреспондент ИА KrasnodarMedia.

Можно, но осторожно!

Подземные толчки вначале этого года ощущали жители нескольких районов Краснодарского края: Краснодар, Горячий Ключ, Новороссийск и Северский район, где по сообщению главы муниципалитета Андрея Дорошевского, было зафиксировано 73 обращения. Повреждений и жертв нет, но люди не на шутку испугались. 

— Я живу на шестом этаже по улице Селезнева, — рассказывает краснодарка Валентина Ч., — В тот день решила приготовить пирожки внукам, как почувствовала, что мебель начала ходуном ходить. Страшно перепугалась. Такие толчки иногда ощущается, но к чему приведут — не знаешь. 

Микроземлетрясения на Кубани регистрируют незавидной регулярностью: 24 января в Краснодаре — 4,5 балла, 26 апреля в Туапсинском районе — 4,2 балла, 22 июля в Сочи — 3,3 балла, 27 июля в Туапсе — 3,7 баллов. И это за текущий год. 

— Трясет-трясет, да и что тут такого — уже давно наблюдается такое состояние в Краснодарском крае. Сильного землетрясения здесь не наблюдалось, — высказывает свое мнение коренной житель краевого центра Алексей Б.

Тем не менее, реальная угроза существует, считают эксперты, поскольку регион относится к  8-балльной зоне сейсмичности из 12 возможных по шкале Рихтера.

— Систематические подземные толчки могут служить предвестниками природных бедствий. Ощутимые землетрясения на территории Кубани происходили, например, в 1955 году Сочи тряхнуло на 7-8 баллов, а 2002 году толчки в 5-6 баллов наблюдались на большей части территории Краснодарского края, — вспоминает историк Илья Савельев.

Откровения эксперта возвращают мыслями в прошлые года, когда новости о катастрофических землетрясениях в советский период сотрясали всю страну: Ташкент (1966), Дагестан (1970), Армении (1988). Сила толчков в этих трех пунктах насчитывалось от 7 до 9 баллов. 

Природные явления были и будут всегда, но развитие инфраструктуры не должна переставать развиваться, посчитали местные власти. Так, во время "Прямой линии" в декабре 2023 года, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поделился планами о возведении метрополитена в краевом центре.  

— В Краснодаре проживают 1 млн 600 тысяч человек и ежегодно город растет. Поэтому мы не оставляем идею строительства метро. Одна из российских компаний, имеющих большой опыт, выразила желание взяться за ее реализацию. Особой надежды не питали, но первые шаги, чтобы мечта стала реальностью, уже сделаны — проект метро находится на стадии экспертизы, — сказал тогда Кондратьев, добавив, что сроки реализации, станут известны к концу 2024 года. 

Хоть на болоте…

При подобном неутешительном раскладе стоит ли в обозримом будущем задумываться о развитии как наземного, так и подземного транспорта в Краснодаре рассказал заместитель генерального директора ГК "Семья" Павел Филимонов.

— В сейсмически активных зонах строительство метро возможно, но требует специальных инженерных решений и значительных затрат, — считает эксперт, — Это долгосрочный и дорогостоящий проект. В среднем, строительство одной линии метро занимает от 5 до 10 лет, в зависимости от длины линии, сложности маршрута и условий местности. При сейсмической активности, как в Краснодаре, сроки могут удлиниться из-за необходимости дополнительных исследований и инженерных решений. 

Когда строительство метро является экономически и технически сложным, собеседник предлагает рассмотреть альтернативные варианты.

— Можно развить наземный или легкорельсовый транспорт: трамваи, скоростные автобусы (BRT-системы) и так далее. Эти системы могут быть менее затратными и более быстрыми в реализации, сохраняя при этом возможность масштабирования в будущем, — рекомендует Филимонов.

Алексей Марчук — директор по продукту "STEP. Транспортные решения" выдвигает свой вариант — метрополитен можно построить и на сейсмической территории, и на болотах, но это дорого обойдется. 

— В мировом метростроении есть два сформатировавшихся условий: население города от трех миллионов человек и плотность населения — от 50 жителей на гектар застроенной территории, — говорит он. — В Краснодаре, как и во всех российских городах, кроме Москвы и Питера, эти условия не соблюдаются. 

— Стройка будет стоить порядка 10 млрд рублей км, но в случае с Краснодаром далеко не факт, что даже этого будет достаточно, — добавляет коллега Марчука, руководитель проектов в компании "STEP. Транспортные решения" Георгий Фролов. — В итоге метрополитен в столице Кубани будет жить и расти за счёт других вполне себе здоровых и эффективных видов транспорта, ухудшения которого горожане ощутят очень быстро. Но вот эффект от метро, в лучшем случае почувствуют через несколько десятилетий.

Предсказать можно — предотвратить нельзя

Тем временем современные технологии не стоят на месте — ученые научно-технологического университета "Сириус" разрабатывают систему мониторинга геологических опасных явлений, таких как цунами, землетрясения и оползни. 

К примеру, после интенсивного дождя, а также при изменении реологических характеристик почвы или перераспределении напряжений из-за землетрясения, система будет осуществлять передачу данных в реальном времени. Это обеспечит оперативное информирование соответствующих служб, которые смогут предпринять все необходимые действия для предотвращения оползня. 

— Для разработки системы мониторинга и предупреждения геологических опасных явлений необходимо собрать большой массив информации с различных областей планеты и в разные промежутки времени. Займет это от пяти и более лет, — прогнозирует эксперт в области геофизики, руководитель ООО НПФ "ТЕХСМАРТ" Айдар Газизов, — Качество исследований упирается в финансы. Так, на гранты "Сириус" выделяет порядка 850 млн рублей. Основная доля расходов будет направлена на изучение морских территорий. Это связано с тем, что морские сейсмические зоны труднодоступны для установки сейсмометров.

По словам эксперта, создание данной системы наблюдения за геоопасностями играет значительную роль в обеспечении безопасности Черноморского побережья и может стать важным средством для предотвращения природных катастроф в Краснодарском крае. 

— Система раннего предупреждения о землетрясениях реализована в Японии, США, Индонезии, Тайване, Мексике, Турции, Греции и Румынии. Китай также разрабатывает такую систему, — заключил Газизов. 

Справка

Землетрясения разной магнитуды (по шкале Рихтера) 

До 3 баллов — почти незаметное. 

До 7 баллов — умеренное. 

До 8 баллов — сильное. 

До 10 баллов — значительно сильное. 

До 12 баллов — катастрофа.