Уровень развития промышленности в советскую эпоху достигал таких высот, что его эффективность превышала показатели стран Запада. Высказывание Маргарет Тэтчер в Хьюстоне в год развала СССР акцентировало внимание на том, что ключевым элементом в противостоянии со страной Советов является экономическая стратегия, а не политические амбиции или военное превосходство. Современная Россия и сегодня не даёт спуску внешнему врагу в экономической борьбе. Кубань принимает в этом самое активное участие. Подробности — в обзоре ИА KrasnodarMedia.
Работа в суровых условиях международной изоляции
За прошедшую неделю несколько ключевых событий в экономической сфере показали, что Кубань на месте не стоит — в январе-апреле 2024 года ВРП (Валовый региональный продукт) края вырос на 3,2%. Помимо этого, регион принял участие в ПМЭФ (Петербургский международный экономический форум) (18+). Это значимое событие в мире экономики и бизнеса, которое проводится с 1997 года. Конференция проходит с 5 по 8 июня в Петербурге.
В прошлом году было заключено более 900 соглашений на общую сумму 3,8 трлн рублей по всем регионам. В этом же власти Краснодарского края планировали семь соглашений на сумму около 10 млрд руб, но получилось больше, чем ожидалось. Кубанская делегация уже подписала 40 соглашений. Общая сумма инвестиций уже составляет 272 млрд рублей.
Как сообщает руководитель края Вениамин Кондратьев, подписанные соглашения относятся к области сельского хозяйства, сфере санаторно-курортного отдыха и сектору топливно-энергетического комплекса. Их выполнение позволит создать в регионе 8,5 тысяч новых рабочих мест. Подробнее об итогах конференции станет известно 8 июня.
Как отметил Алексей Юртаев, министр экономического развития региона, экономическая стратегия государства преимущественно направлена на увеличение объемов экспорта.
— Несмотря на серьезные экономические санкции и общий негативный внешний фон, экономика края за первый квартал показала уверенный рост на уровне 3,2%. Согласно его заявлению, прогнозируется, что к концу 2024 года валовой региональный продукт (ВРП) преодолеет порог в 5 трлн рублей. По результатам минувшего года наша оценка валового регионального продукта составила 4,8 трлн рублей. Учитывая существующую тенденцию, экономическое положение Краснодарского края может выйти на пятую позицию среди регионов России, — уточнил Юртаев.
Проблемы надо решать!
В этом году регион достиг повышения доходной части бюджета на порядок в 8%, что соответствует увеличению до уровня в 540 млрд рублей. Алексей Юртаев уточнил, что в контексте территориальных муниципальных единиц зафиксировано увеличение показателей в ключевых секторах экономики, включая агропромышленный комплекс, индустриальный сектор, сферу транспорта и логистики, коммерческую деятельность, строительную отрасль и индустрию туризма. За первые четыре месяца 2024 года эти отрасли выросли на 123%. Рост обусловлен повышением производительности труда и активной инвестиционной деятельностью.
Хорошие показатели отмечены в области рынка труда. На Кубани за указанный отчетный период уровень безработицы снизился до 0,3%, что является рекордно низким показателем за всю историю наблюдений. Средняя заработная плата перешагнула рубеж в 60 тысяч рублей, установив исторический максимум.
— Положительная динамика ВРП части регионов в большей мере связана с бюджетным импульсом, при этом номинальный рост не обеспечен в полном объеме необходимыми структурными изменениями экономики, — уверен российский учёный, кандидат экономических наук Сергей Гатауллин, — Теперь финансовым властям приходится признавать наличие “перегрева” и в спешном порядке переходить к альтернативному сценарию реализации среднесрочной денежно-кредитной политики. В том числе под воздействием санкций происходят запоздавшие изменения налоговой системы и бюджетного законодательства, и вопрос о своевременности этих действий не находит у меня ответа.
Как считает ученый, рост пассажиропотока на автомобильном и железнодорожном транспорте связан с развитием внутреннего туризма и трансформацией цепочек экспортно-импортных поставок Азиатско-Тихоокеанского региона.
— А снижение в целом по транспортной отрасли напоминает о действующих ограничениях авиасообщения на юге России, — продолжает Гатауллин. — При этом рынок труда остается дефицитным, а низкие показатели официальной безработицы свидетельствуют о накопленных проблемах, в том числе демографических, а не об эффективной регуляторной политике. И их надо решать!
Расти можно было и до санкций?
На территории Краснодарского края осуществляется стратегия по стимулированию экономического роста и обеспечению социальной стабильности. Эффект проекта "Производительность труда" оценили в 88 млрд рублей.
— Национальный проект охватывает 315 компаний с общей численностью персонала в 74 тысячи человек. Суммарная выручка этих организаций достигает порядка 1 трлн рублей, — отметил Юртаев. — Эти 88 млрд рублей — это экономическая выгода, полученная предприятиями от участия в национальном проекте, включая инвестиции в развитие производства. Это впечатляющие финансовые результаты и положительные последствия.
К настоящему моменту успешно завершена работа над 191 проектом на различных предприятиях, и в дополнение к первоначальным планам до конца 2024 года предполагается реализация ещё 23 проектов.
Администрация Краснодарского края намерена привлечь 250 предприятий к участию в национальной программе, направленной на повышение производительности труда. В этом году край планирует нарастить инвестиционный вклад в региональную экономику на 4,6%, достигая отметки в 900 млрд рублей.
Анастасия Симонова, учёный востоковед, политолог-международник, социолог, полагает, что повышение динамики промышленности хорошо тем, что экономика России расширяется не только в рамках какой-либо приоритетной отрасли (например, нефтеперерабатывающей), а по всем жизненно важным направлениям.
— Это стало возможным ввиду высвобождения материальных и человеческих ресурсов, которые ранее были заняты в нефтепереработке. Данная тенденция способствует всестороннему укреплению страны: экономическому и политическому. Таких впечатляющих результатов, конечно, можно было добиться и до введения санкций. Однако, это требовало крупных финансовых вложений и серьезного изменения существовавших на тот момент моделей экономического развития, — заявила Симонова.