Урбанист, участник общественного движения "Городские решения" из Краснодара Мирослав Валькович считает, что проект подземного метро, который презентовали на открытом обсуждении градостроительной концепции развития северо-восточной части города 15 ноября, скорее всего не будет реализован, как и проект "канатного метро". Краснодарец уверен, что вместо "легкого метро неглубокого заложения" в городе рациональнее запустить "наземку".
— По сути проекта подземного метро нет, есть только идея, — уточняет Мирослав Валькович. — О ней стало известно вчера на презентации плана развития нового микрорайона города. По словам руководителя департамента архитектуры и градостроительной политики края, уже есть концессионер, который вызвался ее реализовать. Но конкретной информации о том, какие будут ветки метро, почему именно такая трассировка, нет. Идея вызывает много вопросов, ответы на которые отсутствуют.
Транспортная проблема в северо-восточной части города после строительства Нового Краснодара действительно будет острой — считает урбанист. Метро, возможно, ее решит, но его прокладка потребует гигантских расходов.
— Это дорого, — объясняет Мирослав Валькович. — Для Краснодара подземное метро — новый вид транспорта, который потребует возведения новой огромной инфраструктуры. Если в Москве или Санкт-Петербурге осталась инфраструктура с советских времен, то у нас ее придется создавать с нуля. Так многие российские города сейчас мучаются с запуском трамваев. Им дорого строить все заново. В Краснодаре инфраструктура трамвайная — одна из лучших в России, нам остается только ее развивать, и этот вид транспорта поэтому у нас рентабелен. Подземное метро потребует огромных вложений, но не окупится в эксплуатации. Если не будет окупаться, то бюджет города просто "утонет". Возможно есть какие-то технологии, которые позволят минимизировать издержки, но пока техническое обоснование проекта строительства поземного метро не было представлено.
Краснодарский урбанист уверен, что практичнее и выгоднее было бы реализовать в городе проект наземного метро.
— У нас есть инфраструктура и компетенции для реализации "наземки", — говорит Валькович. — В городе можно создать аналог Московских центральных диаметров (МЦД) — это железнодорожные маршруты, которые проходят через всю Москву. Кольцо может идти через Новый Краснодар. В городе можно просто оптимизировать станции, расписание и систему платежей и уже сейчас использовать имеющуюся инфраструктуру. Кроме того, "наземка" сможет перевозить больше, чем подземное метро.
Пока строительство "подземки" в Краснодаре урбанист считает "сказкой", которая, скорее всего, не станет былью.
— Обсуждать проект подземного метро рано, — говорит Валькович. — Не представлены экономическое и техническое обоснования, мало информации. Могут предположить, что с ним будет так же как с "трамваем на веревочке" — проектом канатного метро, который развивали в Краснодаре. Больше похоже на проект, который ни к чему не приведет.
Реализация "наземки" остается под вопросом