Приазовье и Причерноморье Краснодарского края сегодня выглядят одним из самых перспективных направлений для инвестиций как в промышленную, так и в курортную отрасли. А все благодаря небольшой индустриальной революции, которая и дала импульс исторически аграрному району. Такое мнение озвучил журнал "Эксперт Юг" (18+), особо выделив Темрюксий район и назвав Таманский полуостров "полуостровом сокровищ", сообщает ИА KrasnodarMedia.
Еще 10-15 лет назад западное побережье Кубани — Таманский полуостров — представляло собой весьма отдаленную аграрную территорию. Шли острые дискуссии о его развитии.
Инвесторы не видели потенциала в развитии рекреационных зон, учитывая наличие рядом крупных курортов Анапы и будущей Сочинской агломерации. Агропромышленная сфера была исторически более развита.
Однако, учитывая географические преимущества полуострова и наличие двух морей, самым очевидным направлением развития представлялось создание крупных морских логистических центров: они могли бы удовлетворить потребности страны в экспорте товаров и ресурсов в самые разные части мира. Именно морские порты и стали локомотивами развития Темрюкского района. Сегодня порты Темрюк, Кавказ и самый молодой порт Тамань — новые индустриальные центры Кубани.
Исторически порты Кавказ и Темрюк обеспечивали большую часть экспортных возможностей на Юге России, но их ограничивает главная особенность Азовского моря — малые глубины. Порт Тамань, в западной части Таманского полуострова, расположен на побережье глубоководного Чёрного моря, и начал свою работу в 2007 году. Несмотря на свою "юность", он уже сейчас является одним из ведущих в России по объёмам грузоперевозок, входит в топ-10 по данным различных отраслевых рейтингов.
"На Черном море нужен был новый крупный порт, поскольку возможности Новороссийского и Туапсинского были исчерпаны, — вспоминает гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. — Пригодная для этого Тамань, как альтернатива Новороссийску, на официальном уровне не рассматривалась. Пока в стране шли разговоры, инвесторы сами взялись за ее развитие".
Грузооборот порта Тамань в 2022 году — более 42 млн тонн. Крупнейший стивидор — оператор морских терминалов по перевалке наливных и навалочных грузов — ОТЭКО с совокупной выручкой около 110 млрд руб. Затем идут ООО "Пищевые ингредиенты" (производство масложировой продукции, 66,3 млрд руб.), ООО "Морской терминал "Тамань"" (транспортная обработка судов, 68,5 млрд руб.).
Этот конгломерат предприятий — самый мощный после Новороссийска и Туапсе прибрежный кластер на Кубани, причем сформировался он буквально за последние 15-18 лет. "Эффекты перелива" от работы промышленности повышают привлекательность городов-курортов, малых городов и "сельских систем расселения", а вместе с тем и улучшают здесь качество жизни.
Крупные предприятия активно инвестируют не только в собственные мощности, но и в инфраструктуру. Именно поэтому у расположенных рядом, как с портом Темрюк, или на некотором отдалении от портов населённых пунктах, ситуация с уровнем жизни кардинально отличается в лучшую сторону. При этом крупный бизнес не ограничивает своё участие в развитии территорий только налогами. Например, ОТЭКО за свой счёт провела капитальный ремонт муниципальной дороги длиной более 2 км между поселками Тамань и Волна. Компания выделяет средства для медицинских учреждений, образования, культуры, спорта, а также местных общественных организаций.
Масштабное строительство создаёт рабочие места для жителей и привлекает со всей страны рабочую силу. Это позитивно сказывается на развитии местного малого бизнеса. Растет качество сервиса и привлекательность района для туристов из других регионов РФ, что в итоге положительно сказывается и на смежных отраслях — например, на виноделии и винном туризме.
Авторы статьи считают неизбежным новый виток инвестиционной спирали на азово-черноморском побережье: основа для него заложена уже сейчас благодаря индустриализации территорий.