Геленджик, как и любой другой популярный курорт, имеет свои особенности не только в архитектуре, но и в деловой этике. О плюсах, минусах и подводных камнях коммерческой активности здесь ИА KrasnodarMedia рассказала представительница бизнес-сферы Геленджика Виолетта Гарматюк.
Курортные особенности
"Геленджик — это приморский курортный город. Поэтому, ключевые внешние факторы для него — специализация на индустрии туризма, и строящихся вокруг нее бизнесов, а также сезонность.
Туристы, а вместе с ними и персонал обслуживающих их компаний, массово заезжают сюда в мае-июне и покидают город осенью. Поэтому, чем бы вы ни занимались, как правило, в теплое время года у вас будет очень много потенциальных клиентов, а в холодный сезон — довольно мало. Впрочем, из этого правила бывают и исключения.
Путешествовать и отдыхать в Геленджике любят люди с высоким достатком. Фото: Иина Ленская
Сезонность, пожалуй, главное отличие Геленджика от Сочи, который стал круглогодичным курортом. Сначала на это работала горнолыжная инфраструктура, но сейчас в олимпийскую столицу состоятельные россияне приезжают "отдохнуть от зимы". Геленджик не нашел пока, чем завлекать туристов в холодное время года. И для курорта это сейчас одна из ключевых задач.
Еще одно следствие курортного статуса Геленджика — отсутствие промышленных производств. Здесь всего два завода: винный и хлебобулочный, а весь бизнес ориентирован либо на курортников, либо на обслуживающие их индустрии: пансионаты, отели, рестораны, сезонные развлечения, экскурсии и т.д.
Например, в сфере общепита немало "крутых" ресторанов, работающих круглый год. Однако, около половины заведений общественного питания в городе открыты только летом и вынуждены простаивать в "несезон". Примерно такая же ситуация с гостиницами и другими смежными областями коммерческой деятельности.
Туристы, а вместе с ними и персонал обслуживающих их компаний, массово заезжают сюда в мае-июне и покидают город осенью. Фото: Ирина Ленская
Зимой и летом — квадратные метры
Если посмотреть на бизнес-предприятия, которые работают круглый год и не связаны с ЖКХ и бюджетной сферой, то можно увидеть, что значительная часть деловой активности приходится на рынок недвижимости
Геленджик — это место, где обзавестись собственными квадратными метрами стремятся люди со всей страны, а также жители стран СНГ из дальнего зарубежья, но чаще всего имеющие русские корни. Здесь любят селиться те, кто когда-то эмигрировал в Европу, Северную Америку или азиатские страны, а теперь хочет вернуться в Россию, но жить в тепле и комфорте.
Выбор падает на Геленджик благодаря комфортным погодным условиям города. Он очень красивый, тихий, чистый. Часто его сравнивают с курортами Турции, Болгарии, Греции, Италии или Испании. Причем, не только благодаря природным особенностям, а из-за архитектуры и царящей здесь атмосферы. На курорте до недавнего времени процветало возведение многоэтажек, но после введения моратория на масштабное строительство в Геленджике по-прежнему востребовано возведение частных коттеджей, цена на которые только возросла. По-прежнему в тренде деятельность агентств по продаже и аренде квартир и особняков, а также ремонтные работы и так далее.
Курорт для состоятельных и активных
Среди тех, кто приобретает недвижимость — в основном люди высокого достатка. Ведь цены в Геленджике раза в два выше краснодарских, не говоря про другие города России. Дороже недвижимость стоит только в Сочи, Петербурге и Москве.
Путешествовать и отдыхать здесь, также, любят люди с высоким достатком. Это предприниматели разного уровня, чиновники, высокооплачиваемые специалисты и топ-менеджеры, которые путешествуют по всему миру. Им есть с чем сравнивать. Здесь значительно более платёжеспособная клиентура, чем на других курортах Юга России (за исключением Сочи). И тут, как раз, сезонность перестает действовать. Здесь живут или регулярно отдыхают очень много, действительно, состоятельных людей, которые могут и готовы платить за хороший сервис. Это также люди с активной жизненной позицией, у большинства из них где-то уже есть действующий бизнес. Кто-то из них переезжает на постоянное жительство, но и отдыхающих регулярно мультимиллионеров и миллиардеров здесь немало. Например, иногда на набережной Геленджика можно встретить гуляющего Романа Абрамовича.
Роман Абрамович в Геленджике. Фото: телеграм-канал "В Завидово" (16 )
Причем, доля состоятельных жителей в Геленджике с населением в 115 тысяч человек значительно больше, чем в других городах. В том же Сочи оно достигло 720 тысяч, а в Краснодаре перевалило за миллион.
Многие из них здесь начинают вести свои бизнес-проекты (как тот же Абрамович или семья экс-главы Кубани Александра Ткачева) и приносят свои лучшие успешные практики. В последние годы здесь появилось много видов бизнеса, нацеленных на эту премиальную аудиторию.
Особенности конкретной среды
В целом, от большинства городов Кубани Геленджик отличается более богатым количеством сервисов и услуг, уступая лишь Краснодару, Сочи и Новороссийску. То есть, летом здесь довольно высокая конкуренция.
Кроме того, еще одна особенность бизнеса на курорте — высокое качество предоставляемых услуг в сравнении со средними показателями по региону. Однако, ещё есть над чем работать. У премиальной аудитории обычно довольно высокие запросы. Поэтому, есть запрос на соответствие не кубанским, а федеральным стандартам.
В качестве примера приведу историю одной из своих клиенток. Она переехала из Сибири, где владела сетью магазинов по продаже светильников и электроинструментов. На первых порах предпринимательница расстроилась из-за большой конкуренции. Но, начав ремонт в квартире, она столкнулась с недостаточно хорошим сервисом и ограниченным ассортиментом. Таким образом она поняла, какие у нее возможности есть для своего бизнеса на курорте, что можно предложить клиентам, и открыла здесь свой магазин.
Так происходит со многими приезжающими в Геленджик. Они открывают свой бизнес, получая преимущества за счет идеи и качества работы.
Посмотреть на Геленджик с высоты птичьего полета: зачем пониматься на "канатке" на Маркхот. Фото: Людмила Лата
Кадры решают
Как я уже говорила, Геленджик — это маленький город, поэтому соискателей здесь немного. К тому же, значительную часть переехавших сюда на постоянное проживание жителей составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста, что сужает кадровый потенциал. А местная молодежь, закончив школу, зачастую уезжает учиться в Краснодар или другие крупные города, и часть из них остается там жить.
Впрочем, есть и обратный процесс: на заработки сюда переезжают многие амбициозные молодые люди, часть из которых "оседает" на курорте. И если сравнивать качество соискателей, то оно значительно выше, чем во многих других городах. У специалистов более высокие моральные ценности, большая нацеленность на результат. Среди ищущих работу много мотивированных и продуктивных людей с профессиональными убеждениями, которые не зациклены только на деньгах.
Здесь при желании легко найти высококачественных сотрудников. Причем, некоторые из них могут обладать успешным опытом работы по специальности, который они получили, живя в других регионах. Но в "несезон" спрос на кадры на курорте меньше, благодаря чему у работодателей в этот период есть возможность выбирать среди разных достойных соискателей.
Есть и своя сложность с приезжими высококвалифицированными сотрудниками. Легко переехав на курорт — они также легко через полгода-год могут его покинуть, затосковав по своим родным городам и родственникам, несмотря на то, что работодатели вложили в них силы и время на обучение.
Добавлю, что "текучесть кадров" — это поправимый вопрос. И своим подчиненным можно создать такие условия, чтобы они никуда не уходили.
Вопросы с руководством
Предпринимателей в Геленджике условно можно разделить на "местных" и "приезжих".
Зачастую у владеющих бизнесом коренных жителей нет мысли о том, что в "несезон" нужно что-то делать. Они стараются по максимуму заработать деньги летом, а в холодные месяцы снижают свою активность или вовсе ставят бизнес на паузу.
Как правило, у таких бизнесменов на старте карьеры уже есть какие-то ресурсы. Например, доставшиеся от родственников. У таких бизнесменов можно наблюдать некую расслабленность и нерасторопность в ведении дел. Они не сильно зацикливаются на сервисе, считая, что их клиенты и так к ним обратятся. Впрочем, подчеркну, что среди местных не все соответствуют описанному типажу.
В свою очередь, приезжих можно также разделить на две группы. Первые имеют мало опыта в ведении бизнеса, и в разработке стратегий продвижения они исходят не из анализа потребностей жителей и гостей курорта, а из каких-то своих убеждений и особой картины мира. Зачастую, начав ведение бизнеса на курорте, они быстро уходят в убыток и закрываются.
Знаю немало примеров, когда люди с нуля решают заняться гостиничным или ресторанным бизнесом. Они вбухивают свободные средства в аренду помещений и интерьер, но не задумываются о том, что нужны инвестиции на привлечение аудитории. Или они экономят деньги на выборе места своего расположения. В итоге, маленький трафик клиентов вынуждает их быстро закрыться.
Но здесь немало приезжих коммерсантов с богатым опытом. У них либо есть свой действующий бизнес, либо они ранее были топовыми руководителями в каких-то компаниях. И у них есть понимание, как выстраивать успешные бизнес-процессы, как создавать и развивать успешные предприятия — такая категория бизнесменов вполне хорошо чувствует себя на курорте.
Кроме того, всех предпринимателей Геленджика, и местных и приезжих, можно разделить по подходу к своему бизнесу. У первых стоит задача максимально заработать. Соответственно, и ведут они себя как спекулянты и авантюристы. Кстати, на рынке недвижимости такое поведение встречается нередко.
Но среди бизнесменов немало людей, у которых есть идея о том, что они несут нечто ценное: какой-то важный продукт или услугу для общества. И они работают над выстраиванием долгосрочных и доверительных отношений со своими партнерами. Зачастую, это дорогие услуги или товары. Но таким предпринимателям удается создать продукт, к которому клиентам хочется возвращаться вновь и вновь. Есть предприниматели, настолько погруженные в процесс, что они даже для своих условных трёх кафе выпускают собственную газету.
Такие коммерсанты понимают: что за люди находятся в Геленджике, и за что они готовы платить деньги. Поэтому им удается обзаводиться преданными постоянными клиентами, которые им платят немалые деньги.
Инфраструктурные нюансы
Одна из главных проблем с инфраструктурой — качество коммуникаций. Сильно не хватает хорошего интернета, хорошей мобильной связи. В основном, связь "лагает" летом с приездом огромного числа туристов. Но даже в "несезон" качество могло бы быть лучше.
Еще одна проблема связана с дефицитом хороших офисных центров, которых крайне мало. В итоге, и деловые подразделения, и рестораны зачастую ютятся в первых и цокольных этажах монолитных зданий. А сигнал там проходит плохо и ситуация со связью еще получается хуже, чем могла бы быть.
В Геленджике в сфере общепита немало "крутых" ресторанов, работающих круглый год. Фото: Людмила Лата
Ну и, конечно, напрягает" нехватка парковок. Не секрет, что для многих магазинов, отелей и ресторанов это значимый фактор для привлечения клиентов. Эта проблема характерна для большинства курортов России. Впрочем, власти Геленджика пообещали исправить эту ситуацию. Кроме того, обсуждается строительство большого парковочного хаба на подъезде к городу, который сможет частично снять проблему.
Премиальный курорт
В последние годы в Геленджик вкладывается очень много денег. И делается все для того, чтобы им интересовалось все больше и больше состоятельных людей.
Здесь строится марина для яхт, был возведен гольф-клуб мирового уровня — уникальный тем, что можно тренироваться круглый год, за два млрд рублей строится культурный центр "Геленджик Арена" с двумя залами, совокупно рассчитанными на почти две тысячи мест, делается развязка, реконструируется аэропорт.
Еще одно следствие курортного статуса Геленджика — отсутствие промышленных производств. Фото: Ирина Ленская
Уверена, что у Геленджика есть хороший задел для того, чтобы продолжить развитие, становясь более привлекательным для туристов и бизнесменов", — считает Виолетта Гарматюк.