Жители Москвы стали "игнорировать" рестораны — посещаемость в столичных заведениях общепита упала в среднем на 50%. По мнению экспертов, это произошло из-за введения новых коронавирусных ограничений, введенных мэром Москвы Собяниным. Краснодарские рестораторы называют более скромные цифры, но признаются, что трафик гостей в рестораны значительно сократился еще до "пришествия омикрона", точнее — после введения QR-кодов. Как выживают рестораторы краевой столицы, на какие ухищрения они идут, чтобы остаться на плаву, что думают завсегдатаи увеселительных заведений — в материале корр. ИА KrasnodarMedia Ирины Ленской.
О том, что в московских ресторанах сильно упала посещаемость в последнюю неделю января, "Ведомостям" рассказали столичный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов и член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин.
По мнению других экспертов, такое падение спроса на услуги заведений общепита случилось из-за очередных антикоронавирусных мер, введенных мэром Москвы — в середине января Сергей Собянин подписал распоряжение, согласно которому работодатели обязаны перевести на удаленную работу чуть меньше трети работников.
Напомним, аналогичная мера введена и в Краснодарском крае — 25 января стало известно, что из-за роста заболеваемости коронавирусом переведут на дистанционный режим работы не менее 30% госслужащих. Соответствующее поручение дал на краевом оперативном штабе первый вице-губернатор Игорь Галась. Отправить сотрудников на "удаленку" он призвал и работодателей Кубани. Однако в Краснодарском крае это рекомендательная мера, тогда как в Москве — требование.
Полные залы в ресторанах Краснодара нынче не часто встретишь. Фото: https://pixabay.com
Краснодарские рестораторы не связывают снижение посещаемости с удаленкой, но вот с введением QR-кодов — точно.
— Можно понять власти, которые хотят сдержать распространение коронавируса, но введение кодов сильно ударило по ресторанному бизнесу, не успевшему оправиться после предыдущих ударов во время пандемии. Да, людей стало меньше — примерно на 30%. Кто-то и хотел бы прийти, но не имеет прививки. А у нас строгие правила — вход в ресторан только по QR-кодам, мы жестко выполняем требования Роспотребнадзора. При этом, гости нашего ресторана из Москвы и Санкт-Петербурга очень удивляются тому, что мы просим предъявить код — там эта мера уже отменена, — прокомментировали в краснодарском ресторане "Угли-Угли".
Ресторатор: Мы снова проходим проверу на прочность. Фото: Александр Хитров
— Наши потери составляют около 30% трафика гостей, — рассказали в ресторане краевой столицы "Джимми Чу". — Своих постоянных посетителей мы по-прежнему видим часто, но не всех. QR-кодами обзавелись не все. Нас часто спрашивают: зачем сократили время работы на час — мы отвечаем, что как и все другие предприятия ресторанного бизнеса в Краснодаре, соблюдаем противоэпидемические требования. Но вот на вопрос — как уменьшение работы на час способствует снижению заболеваемости — мы ответить нашим гостям затрудняемся.
— Да, потери есть, но они не критичны, — отметили в ресторане "Бумбараш. — Гостей стало немного меньше, но удар держим. У нас много постоянных гостей, они продолжают ходить — у них всех есть QR-коды, конечно же. Возможно, мы сильно не чувствуем падения посещаемости из-за стабильной работы на протяжении предыдущих восьми лет.
Не очень оптимистично прокомментировали ситуацию и посетители ресторанов.
— Очень люблю рестораны — и кухня нравится, и атмосфера. Но в последние несколько месяцев отказываю себе в удовольствии отведать ягненка, например, — делится Людмила, жительница Краснодара. — Во-первых, цены заметно выросли и уже не всем по карману дорогостоящее меню. Во-вторых, посетителей стало меньше и по другой причине — не у всех есть QR— код. Знаю, что некоторые знакомые используют чужой код, чтобы только пообедать в ресторане. Когда это всё закончится — непонятно. Периодически захожу в ресторан и ухожу с тоской — один, два человека сидят в ожидании любимого блюда…нет той самой атмосферы комфорта и праздника.
По мнению завсегдатая ресторанов, бизнес в итоге потеряет деньги, а любители ресторанов пойдут в забегаловки, где не требуют коды и цены сильно не задирают, чтобы остаться "на плаву". Вместе с тем, женщина уверена, что с другой стороны, настоящие ценители достойной кухни не променяют ресторан на столовую или шаурмичную. Но таких становится все меньше.
— Я раньше часто обедал в ресторанах — устраивало предложение бизнес-ланча по приемлемой цене, — рассказал житель краевого центра Алексей. — Я привит, и у меня есть "код доступа", но обедать в ресторанах я перестал: ланч стал скудным, а цена на него выросла. Ужинать мы с друзьями в любимый ресторан ходим по-прежнему, но часть блюд исчезла из меню. Визуально стало меньше персонала. Этот кризис — он словно витает в воздухе.Не знаю как точнее сказать, но дух упадничества чувствуется, будто сидящие в ресторане устроили пир во время чумы, будто мы запретное что-то делаем. Печально все это.
К слову, во многих ресторанах города больше нет живой музыки. Посетителей мало, а те что есть — больше не торопятся заказывать песни за деньги, ведь это и составляло основной доход артистов. Ну, а владельцы заведений не могут позволить себе дополнительных расходов: "спонсировать" выступление музыкантов перед пустым залом не имеет смысла.
Ресторатор Андрей,пожелавший остаться анонимным, владелец двух заведений в краевом центре, считает, что пандемия, без преувеличения, почти "закопала" ресторанный бизнес в стране, в частности на Кубани. По мнению управленца, меры, принимаемые властями края слишком жесткие в сравнении с введенными в других регионах РФ.
— Мы как только не выживаем. Устраиваем акции, делаем скидки, сокращаем персонал, — сетует бизнесмен. — Многие закрылись на старте пандемии — по нашим прикидкам, локдаун "убил" треть заведений в Краснодаре. Часть заведений открылась снова, но сейчас опять на грани разорения — введение кодов, конечно же, тормозит людей, их не имеющих. Да, кто-то из рестораторов получил госсубсидии, но на них долго не продержаться. У нас есть обязательства по кредитам, другие долги, а роста выручки нет. QR-коды, сокращение времени работы, падение доходов населения при удорожании продуктов — вот и получается, что предложений на рынке общепита больше, чем спроса.
По мнению ресторатора, повысить цены на услуги, чтобы оставаться рентабельными — не выход. Приходится "оптимизировать" меню заведения и убирать из него те позиции, которые в силу того же подорожания не могут стоить столько же, как год назад. Управленец убежден: даже самый преданный бренду гость не будет покупать любимый стейк, цена на который "внезапно" выросла на пару сотен рублей, он просто уйдет в другой ресторан.
— Мы снова проходим проверку на прочность, — говорит ресторатор. — Вот именно сейчас, когда разгулялся "омикрон". Мы уже сотрудничаем с сервисом доставки еды, будем рассматривать и другие инструменты, чтобы остаться на этом рынке. Мы готовы перестраиваться и подстраиваться. Но не факт, что это нас спасет.
Ресторатор: Постоянный гость не будет покупать любимый стейк, цена на который "внезапно" выросла. Фото: Антон Балашов
Вместе с тем, по данным статистиков и рейтингов на Кубани ситуация в ресторанном бизнесе не выглядит очень удручающей.
Росстат в январе опубликовал данные за 11 месяцев 2021 года по обороту предприятий общепита. Кубань вошла в ТОП-5 регионов РФ, где он наиболее высок. Оборот ресторанов, кафе и баров в крае за отчетный период 2021 года составил более 77, 4 млрд рублей — это вывело край на четвертое место РФ. Для сравнения: этот показатель за 11 месяцев 2020 года был ниже на 9,5%.
По данным РИА Новости, по итогам девяти месяцев 2021 года Краснодарский край занимал 59 место в рейтинге регионов по динамике оборота общественного питания. То есть, оборот общепита в среднем на одного жителя края за отчетный период составлял 10,9 тысяч рублей. И согласно этому рейтингу, оборот общепита в регионе за девять месяцев прошлого года составил 61,8 млрд рублей.