Уже скоро Краснодар получит полноценного мэра. Конкурс по отбору кандидатур на вакантную должность завершится 15 ноября, после чего на ближайшем заседании гордумы депутаты муниципалитета выберут градоначальника. И если персона градоначальника практически ясна, то его будущий курс по-прежнему вызывает вопросы. О том, какие первоочередные задачи предстоит решить новому руководству, в комментарии ИА KrasnodarMedia рассказали известные общественники города.
Елена Шувалова, координатор общественного движения "Помоги городу", председатель общественного совета по развитию городской среды при главе Краснодара:
— О чем мы мечтаем? О том, что изменится градостроительная политика города. И мы от роста перейдем к развитию. Краснодар в последнее время растет, но не развивается. Наоборот, деградирует по многим параметрам: качеству жизни, комфорту городской среды, экологии и т.д. Хотелось бы, чтобы новый глава отреагировал на предложение наших экспертов о внедрении системы "полицентричного города". Чтобы на его территории создать несколько центров притяжения, комфортных и нужных горожанам.
Также ожидаю, что будут разработаны программы по реализации генплана. Его нарисовали, но нет конкретных целевых программ по реализации намеченного: по транспортной, социальной, зеленой, спортивной инфраструктурам. Всё, что заложено в генплане, требует больших сил и инвестиций. А также серьезной команды, которая должна работать в администрации города.
Также хотелось бы видеть более активное создание линейного парка Карасуны. Надеюсь, что парк не будут делать фрагментарно, а вместо этого будет создана полноценная инфраструктура (пешеходная и велосипедная) вокруг всех 16 озер. И только после этого уже стоит заниматься украшением — проработкой тех или иных пространств вокруг водоемов.
Еще надеюсь что новый глава поддержит разработку и реализацию проекта водно-зеленого каркаса Краснодара. Он крайне необходим городу из-за масштабного уничтожения полей и лесополос. Зеленый пояс вокруг крайцентра сменился "серым" — из-за бетонных многоэтажных домов. И нужно исправлять ситуацию. А заодно заниматься улучшением экологического состояния муниципалитета. В том числе, обеспечить доступность жителей к зеленым пространствам, где они бы могли гулять, заниматься спортом. Сейчас в городе сильно не хватает таких общественных пространств.
А еще город нуждается в кардинальном изменении транспортной и пешеходной инфраструктуры. Это и развитие трамвайной сети, и проект электрички, и создание пешеходной инфраструктуры.
Мирослав Валькович, координатор общественного движения "Городские решения":
— По моему мнению, одна из первоочередных задач нового градоначальника — налаживание диалога власти и общественности. Мы видим, что и.о. главы муниципалитета Андрей Алексеенко пока налаживает работу с директорами и застройщиками. Хотелось бы, что бы городская власть вернулась к диалогу с представителями сообществ и общественных движений. Также хотелось бы видеть больше открытости и публичности в принятии тех или иных решений. Например, возвращения трансляций планерок и поддержки гражданских инициатив.
Еще новый глава города для эффективной работы мог бы прокачать свои компетенции в качестве муниципального управленца. Например, поучаствовать в обучающих программах в рамках ДОМ.РФ, ВШЭ и пр.
Татьяна Захарова, председатель общественного совета Юбилейного микрорайона, член Совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека:
— Все мы, общественники и простые граждане, ждем наведения порядка в городе. Наведения порядка в сфере ЖКХ, в градостроительной сфере, транспортной инфраструктуре. Это самые болевые точки.
Да и в целом хотелось бы видеть упорядоченного развития города. Чтобы городская власть системно решала вопросы, которые, к сожалению, не решались годами. Например, по снижению уровня пробок и созданию в городе дополнительных парковочных мест.
В целом город нуждается в системном походе к решению проблем, когда не "залатываются дыры" на проблемных участках, а внедряются решения, способные кардинально поменять ситуацию.
Отдельно хотелось бы затронуть вопрос со строительством. В городе нужно прекратить практику, когда уже перенаселенные районы внезапно начинают по новой застраиваться жилыми и торговыми центрами, когда по какой-то непонятной прихоти изменяются назначения земельных участков. Многоэтажки нужно строить только в новых районах. И делать это с соблюдением всех градостроительных правил и нормативов. Что-то поправлять можно, но без вреда комфорту. К сожалению, сейчас мы до сих пор сталкиваемся с непонятной ситуацией. Например, до меня дошла информация о проведении публичных слушаний в городе по созданию новой дороги в Юбилейном микрорайоне. Очевидно, что если это решение будет реализовано, оно нарушит комфорт граждан. Надеюсь, что новый глава наведет порядок и в этом вопросе.
Никита Изюмов, глава регионального отделения общества "Царьград", член Всемирного русского народного собора:
— Я бы посоветовал новому мэру как можно скорее наладить диалог с городскими сообществами, активистами. То есть со всеми теми, кто постоянно занимается актуализацией и решением проблем горожан, состоит в общественных советах микрорайонов и организациях территориальных сообществ.
Также новому руководству важна прозрачность. Прошлая администрация задала хороший тон публичными планерками, я бы рекомендовал сохранить эту практику.
В качестве приоритета в решении городских проблем я бы отметил: проблемы электроснабжения, канализации, бродячих собак. Облику южной столицы мы пока явно не соответствуем. А Краснодару нужно бороться за привлечение качественного человеческого капитала. Для этого городская среда должна соответствовать лучшим мировым стандартам.
Александр Полиди, замглавы Общественной палаты Краснодарского края, профессор КубГТУ:
— Очевидно, что новым мэром должен стать человек, который обладает стратегическим, системным мышлением, с компетенцией в области проектного управления. Потребность в этом давно назрела. Сейчас город находится на пороге не косметических преобразований, а качественного изменения и статуса, и городской среды.
Задачи градоначальника тоже для всех очевидны. Первоочередным является решение транспортных проблем. Причем, должны быть системные, глобальные преобразования. И речь не только о развитии существующих видов транспорта (что, разумеется, нужно делать), но и о внедрении новых видов. А актуальность этого за последние пять лет только увеличилась.
Трамваев и троллейбусов городу явно недостаточно. Необходим новый магистральный транспорт, интегрированный со сложившийся системой городского транспорта. Сейчас власти города и края делают ставку на городскую электричку. Для нового градоначальника важно будет добиться реализации этого проекта.
Кроме того, считаю, что своей актуальности не потерял проект так называемого городского метро. Разумеется, что он не сможет стать центральным видом городского транспорта. Но у него есть своя значимая ниша. Речь идет о связке труднодоступных мест и мест с перенасыщенным трафиком, ограниченных существующей застройкой. Канатное метро, например, которое соединяло бы Галерею, Мегу, новые районы или районы, которые лишены магистрального транспорта. Также его значительно легче построить вместо новых мостов через Кубань (создания которых город ждет не одно десятилетие). Например, в районе Западного обхода. Канатное метро могут потянуть частные инвесторы. Здесь нужно прорабатывать несколько линий, где большой коммерческий трафик. Давайте посмотрим на Москву — уже три линии канатной дороги работают успешно.
Еще — проблема сбалансированного развития города. Градоначальнику нужно добиваться баланса между интересами застройщиков, бизнеса и качеством городской среды, социальной сферы.
Еще очень важный момент — проблема городского центра. У нас в старой части города абсолютно деградирует городская среда, что вызывает проблемы инвестиционной привлекательности города. Я как экономист вижу, что сейчас большой вызов для главы города — сохранение и увеличение инвестиционной привлекательности. И от качества среды (особенно в деловом центре) здесь многое зависит.
Косметическими шагами накопившиеся проблемы Краснодара не решить. Важно перейти к новому типу мышления. Новый мэр становится не только главой города, но и агломерации. И необходимы возможности для глобального преобразования пространства, в том числе за границами муниципалитета.