Обрушившийся на черноморские регионы циклон сильнее всего ударил по кубанскому виноделию и виноградарству — основные хозяйства отрасли оказались в эпицентре стихии. Потери некоторых предприятий могут составить до 40% урожая. Как отрасль приходит в себя после масштабных разрушений? Как оценивают ситуацию сами виноделы, власти и эксперты Кубани и Крыма? И стоит ли ждать удорожания вина на российском рынке после случившегося? Ответы на эти вопросы — в материале корр. ИА KrasnodarMedia.
Лоза в центре бури
Как рассказали ИА KrasnodarMedia в пресс-службе Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, стихия прошлась по ключевым виноградникам региона, расположенным в Новороссийске, Анапе, Темрюкском, Крымском и других районах.
Ситуацию прокомментировал экономист и блогер, специалист по сельскому хозяйству Роман Иноземцев. По его словам, разрушительный циклон пришелся крайне некстати.
— Помимо прямых разрушений от воды и ветра, имеет место набухание и лопание ягод. Урожай винограда гибнет и это происходит в районах, где сосредоточено большинство кубанских виноградников. Кроме того, именно в августе виноград начинают убирать. И ему, наоборот, очень нужна солнечная погода, чтобы набирать сахар. То есть, даже факт наличия туч и облаков бьет по сахаристости винограда, а, значит, и по его цене. А у нас целый разрушительный циклон, — делится эксперт.
Как уточнил официальный представитель Минсельхоза края, пока сложно оценить, какие конкретно площади пострадали, поскольку проехать к виноградным плантациям ещё нет возможности, техника пройти не может. Это можно будет сделать ориентировочно через несколько дней.
Схожего мнения придерживаются и представители отрасли.
— С четверга прошлой недели выпала почти годовая норма осадков, и дожди продолжаются пока. На виноградники зайти невозможно, чтобы оценить ущерб. Боимся, урон будет большим. Ягоды полопались, а это значит — грибки и болезни заходят в ранки, — рассказывает PR-директор компании "Фанагория" Владимир Пукиш.
По его словам, конкретный ущерб может быть подсчитан после того, как прекратятся дожди и высохнут поля, чтобы туда можно было пройти.
По словам известного в Краснодарском крае винодела-любителя Геннадия Генераленко, урон в целом для отрасли сложно оценить, потому что районы получили удар стихии неравномерно.
— Крымский район пострадал незначительно, а Тамань и Анапский район больше остальных. Что будет с молодыми посадками — вопрос открытый, — рассказывает винодел.
Как сообщил замглавы Новороссийска Виктор Цыбань на своей странице в Instagram (12+), потери урожая в отрасли ожидаются в среднем на уровне 20%, а в некоторых хозяйствах до 40%.
Геннадий Генераленко рассказал о проблемах непосредственно своего хозяйства.
— Совершенно ясно, что мускат "Янтарный" погиб как урожай этого года. Проблемы ожидаются и с более поздней "Молдовой". Потоками размыта дорога внутри виноградника. Удар стихии даёт пищу для размышлений — использовать сидераты в междурядьях или нет. Строить ли опорные стенки в нужных местах для управления потоками или нет, — сетует частный винодел.
Помощь требует оценки
В региональном Министерстве сельского хозяйства считают, что говорить об оказании помощи предприятиям преждевременно, так как размер ущерба пока неизвестен.
В то же время в муниципалитетах уже заговорили о возможных запросах помощи для отрасли.
— Будем докладывать в министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о ситуации. Возможно, будет рассмотрен вопрос и о выделении помощи пострадавшим предприятиям отрасли АПК Новороссийска, — отмечает вице-мэр города Виктор Цыбань.
Виноградный погром: какой ущерб нанес черноморский циклон главному винному региону России. Фото: https://pixabay.com
Ситуация явно требует внимания, причем, как на краевом, так и федеральном уровнях, считает экономист Роман Иноземцев.
— Виноградарство, да и садоводство в целом — отрасли с долгим циклом окупаемости и с высокими затратами, которые необходимо осуществлять в течение года. Без поддержки многие участники отрасли могут обанкротиться, — отмечает эксперт.
Однако, Владимир Пукиш считает, что сейчас компании в первую очередь займутся получением страховых выплат. А за них отвечает не государство, а страховые компании.
— Малым хозяйствам всегда тяжелее. Так что, снова актуален вопрос укрупнения как в 30-е годы прошлого века, — комментирует ситуацию винодел Геннадий Генераленко.
На другом берегу
Примечательно, что циклон обрушился не только на Кубань, но и на расположенный по соседству Крымский полуостров. Однако местным виноградным хозяйствам повезло куда больше.
— Основной удар циклон нанес востоку Крыма. А этот регион не является ключевым для виноградарства, — комментирует ситуацию для ИА KrasnodarMedia крымский политолог Владимир Джаралла.
— Больше всего пострадали Керчь и Феодосия, в то время, как Южному берегу Крыма ущерб нанесен несущественный. Пострадали в основном жилые постройки, находившиеся в руслах рек. Самих виноградников проблемы миновали. В том числе, благодаря удачному расположению объектов. Добавлю, что расположенное на Восточном Берегу хозяйство "Новый Свет" циклон затронул не сильно, — отметил эксперт.
По его словам, сейчас специалисты осторожны в оценках качества ожидаемого урожая. Конкретика появится тогда, когда начнется уборка.
— Но пока оценки в отношения качества выглядят хорошо. Ливни не были долгими, после них сразу приходила жара. Следовательно, существенное влияние на урожай этого года они оказать не должны, — добавляет политолог.
Последствия для индустрии
А вот на Кубани прогнозы развития отрасли виноградарства и виноделия в таких условиях выглядят более пессимистично.
— Очевидно, что виноградники попали под удар. Кроме того, что возможны потери винограда, сроки начала уборки которого из-за погодных условий сместились, есть риск развития на виноградниках различных заболеваний. Виноградари понимают это, поэтому уже сейчас готовятся к обработке виноградных насаждений, — прокомментировал ситуацию с возможными последствиями официальный представитель Минсельхоза края.
Более конкретен в своих оценках экономист Роман Иноземцев.
— Кубань — это около двух третей российских виноградников и около 70% российского вина, три четверти которого сосредоточено как раз в пострадавших районах. Итого Россия может лишиться значительного количества виноматериала. Это может привести к кризису в отечественном виноделии, — рассказывает эксперт в области сельского хозяйства.
Впрочем, как уточняет Владимир Джаралла, выращивание и сбор винограда — это только начало технологического процесса.
— После этого начинается процесс переработки и выдержки вина, длящиеся не один год. Проблемы урожая в 2021-м дадут о себе знать только через несколько лет. Но они будут перекрыты запасами, сделанными ранее и позже, а также импортными виноматериалами. Другими словами, провал этого года — единичный. Серьезного влияния на рынок он оказать не должен, — резюмирует эксперт.