В Краснодаре в 1956 году сотрудники полиции расследовали убийство местной жительницы. Подозреваемые у следователей были, но улики против не "складывались". Дело не могли раскрыть до тех пор, пока в СССР не стало известно о серийном убийце-гастролере, который ездил по разным городам и убивал женщин, сдающих жилье. О маньяке Сергее Нестерчуке, которого начали искать после вмешательства Никиты Хрущева, и о его преступлении в Краснодаре, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Первое преступление
В 1956 году Советский Союз продолжал восстанавливаться после Великой Отечественной войны. Люди в большинстве жили бедно. Некоторые, чтобы хоть немного поправить свое материальное положение, сдавали комнаты постояльцам. Именно среди женщин, которые брали на постой командировочных, серийный убийца Сергей Нестерчук и искал своих жертв.
Преступник всегда действовал по одному и тому же плану: приезжал в незнакомый город, спрашивал у случайных знакомых, кто из местных сдает комнату, и просился пожить, представляясь инженером из Москвы. Выглядел мужчина весьма интеллигентно — он ходил в пальто и шляпе, в руках носил чемодан. Москвичу, который грамотно говорил и обещал хорошо заплатить за постой, доверяли и с удовольствием пускали в свободную комнату.
Первое преступление Нестерчук совершил в 1956 году в Запорожье. Он под вечер напросился на постой к пятидесятилетней женщине Марии С. У той уже жила постоялица — 25 летняя девушка Лидия Б., но она решилась пустить в дом мужчину в еще одну пустующую комнату.
Заявить об арендаторе в милицию, как положено, и прописать его она не успела — ее труп, а также труп Лидии Б. на следующий день дома нашел участковый. Вызвала его соседка.
— Зашла к соседке за солью и увидела, что дома все перевернуто. Не знаю, что и думать. Может ограбили ее, — рассказала женщина в милиции.
Милиционер при осмотре дома в куче тряпья нашел два трупа. Чтобы до них добраться, пришлось поднять вещи, валяющиеся кучами на полу. Рядом нашлось и орудие убийства — старая пудовая гиря.
На столе в доме убитой следователи нашли остатки бутерброда с маслом. Эксперты по следам зубов выяснили, что их оставил мужчина.
— В темноте видели мужчину. Стучался к Марии, на постой просился. В шляпе был. Интеллигентный такой, — вспомнили соседи.
В шляпе как раз ходил фронтовик, проживающий на соседней улице. Иван Мартыненко, хоть и являлся участником Сталинградской битвы, но был в милиции на плохом счету, как бывший заключенный. Мужчина отсидел в лагерях несколько лет по 58-й политической статье за антисоветскую пропаганду.
Бывший зэк, носит шляпу, вполне подходит под описание "интеллигентный" — решили в милиции и взяли мужчину под стражу.
10 убийств в СССР и Хрущев: кровавый след маньяка-гастролера в Краснодаре. Фото: Антон Балашов
Арестованному Мартыненко усиленно "шили" дело, а он старательно доказывал, что не имеет к нему никакого отношения. Следователей не смутило даже то, что в момент убийства подозреваемый находился в другом городе на лечении в больнице. Они нашли лжесвидетелей и "обстряпали" дело таким образом, что арестованному грозил расстрел. К делу об двойном убийстве позже прикрепили еще одно схожее преступление в Кировограде — там тоже неизвестный убил женщину, сдававшую комнату.
Несправедливо обвиненный фронтовик нашел союзников среди сотрудников милиции. Они предложили ему написать письма во все инстанции, что он и сделал. Мартыненко написал два письма — одно в Генеральную прокуратуру РСФСР, второе — лично Никите Сергеевичу Хрущеву.
Неизвестно, дошло ли письмо генпрокурору, но Хрущев письмо точно получил и отреагировал: позвонил в прокуратуру Запорожья и устроил такой разнос, что Мартыненко тут же вызвали к городскому прокурору и нижайше извинились.
— Что же вы не сказали, что знаете Никиту Сергеевича, — поинтересовались сотрудники ведомства. — Если бы мы знали, то, сами понимаете, ни за что такого уважаемого человека не обвинили бы.
Мартыненко отпустили, а дело об убийстве трех женщин закрыли. Преступника никто не стал искать, а он продолжал совершать свои черные дела.
Убийство в Краснодаре
Четвертое доказанное в ходе следствия убийство Нестерчук совершил в столице Кубани в 1956 году. Жертвой преступника стала Мария Г. Ее нашли в подвале с ножевым ранением шеи и открытой черепно-мозговой травмой.
Краснодарские сыщики взялись за расследование и действовали по шаблону своих коллег из Запорожья. В подозреваемые они сразу же записали бывшего политзаключенного Михаила Зибелева. После амнистии ему был закрыт въезд в Москву, и он поселился в Краснодаре.
Он жил некоторое время у убитой, даже просил ее оформить ему прописку, но она отказывала. Этот факт сочли мотивом преступления.
В ночь убийства подозреваемый был с женой, которая приехала его навестить. Вместе они ночевали в гостинице. Вряд ли это убедило бы следователей, если бы не тяга к "графоманству" Зибелева — он писал своей супруге в Москву длинные письма с подробным описанием своей жизни и людей, с которыми встречался.
Супруга арестованного предъявила следователям письма мужа, в которых он рассказывал о своей квартирной хозяйке — убитой Марии Г. и любовном треугольнике с ее участием. Кроме убитой, в него входили: ее соседка и некто Юрий Е. Женщины бурно ругались из-за мужчины, так что убить Марию Г. могли как ее соперница, так и вероятный любовник.
Найти загадочного Юрия Е. оказалось просто. Выяснилось, что он вполне популярный поэт из Москвы, которого активно публиковали в советских журналах и альманахах. Обвинять огульно такого человека, тем более фронтовика, милиционеры из Краснодара побоялись и принялись отрабатывать его версию убийства.
— Да это соседка Марии ее грохнула, — заявил Юрий. — Она всегда завидовала, что у убитой было много заграничных вещей. Она из Германии себе столько шмоток привезла, другим только мечтать о таком остается.
Соседка, на которую указал поэт, оказалась внештатной сотрудницей КГБ, поэтому в ее "облико морале" в милиции быстро перестали сомневаться.
Дело приобрело статус "глухаря" и об этом убийстве на время забыли.
Как поймали маньяка
Пока в Краснодаре шло расследование убийства, Сергей Нестерчук отправился в город Горький, где убил 56-летнюю Елизавету Г. и ее молодую квартирантку. Следователи установили, что смерть женщин наступила в результате ударов тупым твердым предметом. Тела оказались завалены тряпьем. В число подозреваемых попал местный житель Анатолий Ж.
В убийстве местной жительницы в Артемовске обвинили местного агронома, убийство учительницы химии в Мелитополе "повесили" на ее бывшего ученика.
10 убийств в СССР и Хрущев: кровавый след маньяка-гастролера в Краснодаре. Фото: Антон Балашов
Маньяк был уверен в своей безнаказанности и так осмелел, что в Грозном попросил у соседа топор, которым затем убил хозяйку квартиры, где временно квартировал. Тело он вновь спрятал под вещами.
Выйти на след убийцы удалось случайно. В отделение милиции города Батайска Ростовской области обратился местный житель, который рассказал, что сдавал квартиру постояльцу, а он уехал и забыл свой чемодан.
— Может вы поможете найти владельца чемодана, — спросил мужчина. — Надо же как-то вернуть вещи.
Милицейские открыли чемодан и обнаружили там женские вещи разных размеров и справку в санаторий на имя Сергей Нестерчука.
На всякий случай описание вещей направили во все отделения милиции города и в соседние города и области. В милиции хотели убедиться, что одежда — не краденая. Через некоторое время в Батайск стали слетаться сигналы о том, что по описанию вещи похожи на похищенные у убитых женщин.
Вот тут и стало понятно, что по Советскому Союзу гастролирует серийный маньяк-убийца. Делом заинтересовались в Москве.
— Убийца боится мертвых, значит, скорее всего не был на фронте, — вынесли вердикт психиатры. — Именно из-за своего страха он прячет тела под вещами.
Где искать маньяка Сергея Нестерчука — уроженца города Москвы, окончившего МГУ, учителя географии по специальности, милиционеры не знали. Он действительно не воевал на фронте — преподавал в тыловой школе.
Поймали преступника случайно. В Ростове-на-Дону участковый на всякий случай подошел к мужчине, который продавал на улице пальто и поинтересовался, чье оно — вдруг, краденое. Мужчина занервничал, участковый привел его в полицию, где и выяснилось, что ему посчастливилось поймать опасного преступника.
Со следствием Нестерчук не заигрывал. Закрылся и молчал, перестал есть. Обессилел настолько, что ему пришлось передвигаться в инвалидной коляске.
Следователям надо было постараться, чтобы собрать доказательства совершенных преступлений. Уликами против преступника стали государственные облигации, которые он крал у своих жертв. Некоторые из них были подписаны. Кроме гособлигаций добычей преступника становились только поношенные вещи. Что побудило его совершать жестокие убийства — маньяк так и не рассказал.
Психиатры установили, что мужчина вменяем. Суд приговорил его к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение в 1959 году. Жертвами серийного маньяка-убийцы стали 10 женщин.
Первый Секретарь крайкома КПСС Кубани дружил с Брежневым, но это его не спасло от преследования